главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н. Жакашев Б.Р.

Жамбылский гуманитарно-технический университет, Республика Казахстан

Вопросы государственного регулирования плодоовощного рынка Республики Казахстан

Казахстан обладает всеми необходимыми ресурсами для развития плодоовощной промышленности. В республике в изобилии имеются хорошего качества вода, благоприятная почва для выращивания деревьев и овощных культур, умеренный климат, в частности для яблок, груш и сезонных овощей.

Несмотря на постепенный рост показателей валового сбора овощных и плодово-ягодных культур за последние годы, товаропроизводители значительно снизили уровень возделывания плодоовощных культур. Проблемным вопросом для крестьян является сбыт выращенного урожая. Предлагаемые им цены часто занижены. В результате немалая часть продукции портится и не доходит до потребителя. Потери превышают 40% среднегодового урожая плодов и овощей. Между тем многие крестьянские хозяйства предпочитают продавать урожай на рынке, где цены выше, чем предлагают заводы. Некоторые перерабатывающие предприятия работают напрямую с сельхозформированиями, выращивающими овощи, предоставляют им семена и удобрения для того, чтобы обеспечить поставку сырья для своих заводов. Тем не менее перерабатывающие заводы загружены меньше чем на 40%. В индустриально развитых странах более 50% убранного урожая плодоовощной продукции потребляется в переработанном виде. В Алматинской области из общего объема валового сбора плодов и овощей перерабатывается менее 25% плодов и ягод и лишь чуть более 3,5% овощей. Такое положение обусловлено прежде всего технологической и технической отсталостью производства. На большинстве перерабатывающих предприятий плодоовощной промышленности уровень механизации основного производства составляет менее 60%, а вспомогательного – около 35%. Другим фактором является большое количество мелких хозяйств, а также посредники и перекупщики, которые искусственно манипулируют ценами, усложняя и увеличивая расходы, связанные с поставками сырья. Кроме того, заводы испытывают недостаток тары по количеству, ассортименту, а также нехватку квалифицированных менеджеров высшего и среднего звена.

Существующая ситуация на рынке хранения и реализации плодовоовощных культур характеризуется следующими негативными факторами:

  • межсезонный рост цен;
  • отсутствие гарантированного рынка сбыта;
  • недостаток обеспеченности региона овощами;
  • бесконтрольный завоз овощной продукции;
  • неразвитость инфраструктуры хранения овощной продукции;
  • разрозненность производителей овощной продукции.

    С переходом на рыночные отношения овощи стали выращиваться многочисленными и небольшими хозяйственными субъектами, это привело к разобщенности предприятий, затруднению формирования больших партий, несоответствию условий производства и хранения, нарушению технологической цепочки. Количество крупных теплиц, выращивающих овощи, с каждым годом становится меньше. Многие теплицы занимаются выращиванием цветов и рассад, так как эти культуры более рентабельны и менее трудоемки по сравнению с овощами. Стоимость строительства новой теплицы – $1 млн. на 1 га, а модернизация действующей – $150-250 тыс. на 1 га. Основными проблемами теплиц является нехватка земли для замены грунта и качественных органических удобрений. Кроме того цена импортных гибридных семян составляет за 1 кг $7-14 тыс., отечественных гибридных – $1,5-2 тыс., сортовых – $200. Также большинство зимних теплиц прекратили свое существование из-за высоких цен на энергоносители, весенние пленочные – из-за отсутствия полимерных материалов или высоких цен на них [1].

    Объемы промышленной переработки овощей и бахчевых культур в Казахстане незначительны. В основном они потребляются в свежем виде, а также идут на семена и производство кормов. Сегодня в Казахстане действуют 38 предприятий – переработчиков плодоовощной продукции. Наибольшее их количество сконцентрировано в ЮКО – 21 завод, в Аламатинской области – 9, в Алматы и Жамбылской по 2 предприятия, в Атырауской, Кызылординской, Акмолинской и Павлодарской по 1 производству. В остальных областях перерабатывающих заводов нет. При этом существующие предприятия из-за нехватки сырья работают не на полную мощность. Заводы по выпуску фруктовых и овощных соков загружены лишь на 50%, фруктовых консервов – на 31,5%, овощных консервов – на 10,5%. Следует отметить, что производство соков с каждым годом увеличивается. За последние 7 лет рост составил 6,2 раза. Однако здесь в основном используются импортные концентраты[2,19]..

    Производство и продажа плодов и овощей на большей территории Казахстана имеет ярко выраженный сезонный характер, поэтому основная масса продукции реализуется во втором полугодии. Крайне мало выращивается ранних овощей, особенно в северных регионах республики. Потребность в них удовлетворяется лишь на 35-40%, отсюда и завышенные цены весной. Основная часть импорта приходится на южные страны СНГ – Кыргызстан и Узбекистан. Между тем, по оценкам экспертов, выращивание овощей и фруктов остается одним из наименее рентабельных производств.

    Для того, чтобы наполнить рынок в межсезонье, необходимо увеличить объем производства плодоовощной продукции. В частности, необходимо увеличить объем овощей, выращиваемых в закрытом грунте.. Благоприятные погодно-климатические условия на юге страны позволяют организовать производство овощей в весенних пленочных теплицах. По сравнению с зимними теплицами данные сооружения не требуют огромных финансовых затрат.

    Следует особое внимание уделить процессу ценообразования на плодоовощную продукцию. Например, при ее поставке из Узбекистана до Астаны в цепочке добавленных стоимостей доминирующую долю – 81% – занимает маржа, установленная оптовыми (54%) и конечными розничными (27%) продавцами. Остальные необходимые производственные расходы занимают незначительную долю, например, транспортировка до Астаны – 9%, расходы по реализации на розничном рынке – 6%, таможенные расходы и расходы на оптовом рынке – по 2%. Поэтому считаем целесообразным внедрение механизма регулирования цепочки добавленных стоимостей в оптово-розничной торговле[3, 107].

    Наиболее актуальной для данного рынка остается проблема обеспечения сохранности и распределения плодоовощной продукции. Для ее решения необходимо создать в южном, центральном и западном регионах оптово-распределительные центры (ОРЦ). Их задача будет заключаться в аккумуляции и распределении плодоовощной продукции. Она должна поступать как из внутренних, так и из внешних источников. Для решения вопросов транспортировки при ОРЦ необходимо создать парк автомобильных и вагонных рефрижераторов с холодильным оборудованием. Также, необходимо установить контроль над экспортом плодоовощной продукции в период межсезонья. Все проекты, на наш взгляд, необходимо реализовать на базе социально-предпринимательских корпораций (СПК), с участием других финансовых институтов. Осуществление проекта позволит освоить прогрессивные ресурсосберегающие технологии выращивания овощей и фруктов. Население республики будет обеспечиваться экологически чистыми продуктами. Повысится уровень государственного контроля над качеством плодоовощной продукции. В густонаселенном южном регионе будут созданы новые рабочие места. Здесь необходимо отметить закономерность, которая выявлена из предыдущей практической деятельности. Так , участие государства в закупе зерна позволило создать дополнительный спрос, обеспечить земледельцам беспрепятственный сбыт продукции, сократить число посредников. В результате внутренние цены на пшеницу удалось повысить до уровня экспортных. Присутствие государства на хлопковом рынке с 2006 года привело к росту закупочных цен с 38 до 60 тысяч тенге за тонну сырца. Произошло перераспределение части доходов от реализации хлопка в пользу товаропроизводителей. Поэтому есть веские основания предполагать, что и в плодоовощной отрасли справедливые закупочные цены будут стимулировать производство. Этот способ поддержки отечественного товаропроизводителя полностью согласуется с программой импортозамещения.

    Литература

    1. А. Есимов. Производство и переработка плодоовощных культур Режим доступа: ([сылка более недоступна}