Каталог статей

Ильяшенко С.Н., Любчак В.А., Фильченко Д.В.

Проблемы и подходы к вебометрической оценке интеллектуального капитала ВУЗ

Развитие НТР в конце ХХ века положило начало формированию основ экономики знаний в которой информация и знания становятся основными средствами и предметом общественного производства. Они также являются ограничивающим фактором развития (в индустриальной экономике это капитал) и замещают труд как источник добавленной стоимости. При этом информация и знания (интеллектуальный капитал) все в большей степени определяют конкурентоспособность как отдельных организаций, так и национальных экономик в целом. Способность к созданию, использованию и увеличению интеллектуального капитала в значительной степени определяют экономическую мощь государства, благосостояние и качество жизни его народа.

Одну из важнейших ролей в формировании, развитии и реализации интеллектуального капитала играет высшее образование, которое непосредственно формирует его главную подсистему - человеческий капитал и опосредованно через него влияет на формирование других подсистем - организационного и интерфейсного (потребительского) капиталов [1]. Ее главная задача - подготовить специалистов способных и желающих создавать и воспринимать изменения и нововведения. Именно способность эффективно продуцировать новые современные знания и доносить их до потребителей (студентов, ученых, бизнесменов, чиновников и т.п.), формировать новые генерации высококвалифицированных специалистов и адаптировать их к изменяющимся требованиям рынка, определяют конкурентоспособность национальной системы образования и конкретных высших учебных заведений (ВУЗ). 

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема адекватного анализа интеллектуального капитала отечественных ВУЗ для определения их сильных и слабых сторон в условиях формирования информационной экономики с целью разработки комплекса обоснованных мер по продвижению и усилению рыночных позиций украинских ВУЗ на национальном и мировом рынке образовательных услуг. 

На сегодня в мире существует три механизма контроля качества функционирования высших учебных заведений, которые базируются на оценке их интеллектуального капитала: механизмы обеспечения качества (quality assurance) через инструменты аккредитации, лицензирования, плановых проверок государственными органами; механизмы отчетности (accountabiliy) перед финансовыми органами (государственными или частными); механизмы ранжирования ВУЗ исследовательскими или государственными организациями.

Именно последние механизмы через свою доступность для общественности являются наиболее востребованными со стороны потребителей услуг ВУЗ для принятия ими соответствующих решений:

- студентами (их родителями), преподавателями и научными работниками - для выбора учебного заведения, в котором учиться или работать (при поступлении, академической мобильности, стажировке, проведении исследований и т.п.);

- грантодателями - для выбора учебного заведения, которое заслуживает финансирования;

- другими ВУЗ - для оптимизации своей деятельности (так называемый эффект Гейзенберга).

Среди многообразия университетских рейтингов особое значение имеют вебометрические рейтинги. Во-первых, они имеют наибольшую степень публичности, ведь публичными являются исходные статистические данные. Во-вторых, через обратный эффект они оказывают содействие развитию IT-компоненты ВУЗ. В-третьих, содействуя открытому доступу, они опосредованно влияют на качество учебных и научных материалов: работы, размещенные в открытом доступе, автоматически подпадают под публичную рецензию намного большего количества людей, чем работы с закрытым или ограниченным доступом. Тем самым выполняется оценка интеллектуального капитала, формируется соответствующий имидж ВУЗ, усиливаются их рыночные позиции. 

Однако, в отечественной практике вебометрические рейтинги играют вспомогательную роль и, несмотря на их открытость, они все еще не получили широкого распространения. Таким образом, возникает проблема формирования отечественной системы вебометрического оценивания интеллектуального капитала украинских ВУЗ, как таковой, которая позволяет  оперативно сравнить состояние и перспективы их развития, а также сопоставлять рыночные позиции [2, 3].

В настоящее время в мире существует три вебометрических рейтинга ВУЗ: Webometrics (Мадрид, Испания, лаборатория киберметрики Национального исследовательского совета Испании), 4 International Colleagues & Universities (Сидней, Австралия, Фабио Фатуззо), EduRoute (авторство неизвестно). Этим рейтингам, как и подавляющему большинству невебометрических рейтингов присущи следующие недостатки:

- украинские ВУЗ охвачены ими не полностью, больше всего их находится в рейтинге Webometrics: 137 из примерно 850;.

- существует необходимость адаптации некоторых рейтинговых показателей под украинские для получения более точных оценок интеллектуального капитала;

- существующие рейтинги не нормализуют свои индикаторы ни по размерам ВУЗ, ни по их специализации, т.е. между собой сравниваются, например, классические университеты и профильные университеты, большие, средние и малые университеты;

- абсолютные значения показателей, которые входят в суммарный рейтинг, недоступны, а итак, невозможно сделать анализ динамики показателей во времени;

- существующие рейтинги не являются интерактивными, т.е. пользователю предоставляется лишь финальная рейтинговая таблица без возможности определить рейтинг отдельно по избранным показателям. Хотя потребность кастомизировать рейтинг в соответствии со своими целями всегда возникает в зависимости от того, кто является конечным пользователем рейтинга;

- результирующий показатель во всех существующих рейтингах основан на взвешенной сумме показателей, которые входят в рейтинг, но сами веса являются фиксированными, а значит, зависят от субъективного мнения авторов;

- исследование на волатильность свидетельствует о том, что большинство существующих рейтингов являются чувствительными и к показателям, которые входят в них, и к весовым коэффициентам перед этими показателями;

- ни один из существующих рейтингов не ставит вопроса оценки статистической значимости различия в местах между разными университетами, а этот главный вопрос, который возникает при обработке статистических данных.

В разнообразных системах определения рейтинга ВУЗ, которые в последние годы приобретают все большую популярность, интеллектуальной составляющей потенциала ВУЗ отводится значительное внимание. Тем не менее, несмотря на многочисленные научные и прикладные наработки, вопросам оценки интеллектуального капитала ВУЗ отводится недостаточное внимание. В основном, он рассматривается с позиций ресурсного подхода, как определенная совокупность интеллектуальных ресурсов, и значительно реже, как способность реализовать эти ресурсы, т.е. потенциал интеллектуального капитала. Кроме того, существующее неоднозначное толкование структуры интеллектуального капитала ВУЗ и подходов к его оценке усложняет управление его реализацией и развитием, приводит к выбору неадекватных существующим условиям стратегий развития.

Решение указанных проблем даст возможность целенаправленно формировать и развивать интеллектуальный капитал ВУЗ, оптимизировать систему его управления, снизить степень риска и повысить обоснованность и оперативность управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной системы образования и конкретных ВУЗ.

В основу решения указанных проблем положено авторскую идею, что система оценивания интеллектуального капитала отечественных ВУЗ на основе вебометрических рейтингов, которые базируются на открытых информационных источниках представленных в виртуальном пространстве, предоставит возможность объективно определять и сравнивать позиции ВУЗ Украины на отечественном и мировом рынке образовательных услуг, целенаправленно управлять усилением их конкурентных позиций.

Для ее реализации предложен комплекс подходов [1] к формированию критериальной базы и разработке методики оценки составляющих элементов интеллектуального капитала ВУЗ на основе информации, которая представлена в виртуальном пространстве в открытых источниках.

Для разработки математического и программного обеспечения предусмотрено выполнение комплексов работ касающихся рейтинговой модели, которые включают:

- спецификацию;

- идентификацию;

- верификацию;

- валидацию.

Определены конкретные процедуры по каждому из указанных комплексов работ.

Практическая реализация результатов разработок позволит создать теоретико-методологические и методические основы  интерактивного рейтинга украинских ВУЗ по вебометрическим показателям.

Литература

1. Ілляшенко С. М. Інтелектуальний капітал ВНЗ як запорука його інноваційного розвитку: сутність, структура, підходи до оцінки / С. М. Ілляшенко // Маркетинг і менеджмент інновацій. – 2011. - № 1. – С. 145-154.

2. Ілляшенко С.М. Застосування WEB-технологій для формування іміджу ВНЗ і їх підрозділів та просування на ринку освітніх послуг / С.М. Ілляшенко, Ю.С. Шипуліна // Проблеми і перспективи ринково-орієнтованого управління інноваційним розвитком ; За ред. д.е.н., проф. С.М. Ілляшенка. – Суми: ТОВ "ТД "Папірус", 2011. – С. 183-193.

3. Ілляшенко С.М. Застосування інноваційних Інтернет-технологій для підвищення конкурентоспроможності ВНЗ / С.М. Ілляшенко, Ю.С. Шипуліна // Сучасні проблеми економіки та менеджменту. Тези доповідей Міжнар. наук.-практ. конференції. – Львів: Видавництво Львівської політехніки, 2011. – С. 57-58.