Каталог статей | ||||||||||
Ибрагимов А.У, к.э.н., доцент Ибрагимова Л.А., ст.преподаватель Гильмуллина Г.И. Применение методов системного анализа для оценки имиджа предприятияУсловия функционирования современных предприятий характеризуются сложной информационной средой, острой конкурентной борьбой, внедрением более сложных и прогрессивных технологий производства и, как следствие, необходимостью внедрения более эффективных инструментов управления, а также автоматизации процессов.Несмотря на различия в функционировании предприятий различных отраслей, можно выделить теории, методы и модели управления, которые применимы для решения задач информационной поддержки управленческих решений как для социо-технических, так и для социально-экономических систем по причине тождественности некоторых областей. В качестве примера тождественности можно привести логистические процессы и процессы движения материальных ценностей в указанных системах. Кроме того, в число целей обеих систем входит получение прибыли по результатам деятельности. Поэтому можно утверждать, многие задачи и методы управления техническими системами актуальны также для сферы услуг, в том числе образования и розничной торговли. В число задач менеджмента любого предприятия входит анализ и оценка степени удовлетворенности потребителей. Данный принцип относится к основополагающим принципам менеджмента качества, установленных стандартом ГОСТ Р ИСО 9000-2008 [1]. Интегральной оценкой отношения потребителей к предприятию является имидж. Существуют различные подходы к классификации составляющих имиджа, в том приведенные в [2,3,4]. Одним из методов оценки имиджа торгового предприятия могут служить искусственные нейронные сети (ИНС) [5]. Преимуществом данного метода является способность к обучению и обобщению накопленных знаний. Нейронная сеть обладает чертами искусственного интеллекта. Натренированная на ограниченном множестве данных сеть способна обобщать полученную информацию и показывать хорошие результаты на данных, не использовавшихся в процессе обучения. Использование нейронных сетей позволяет также выявить скрытые зависимости между входными параметрами сети. Структурная схема нейронной сети для оценки имиджа выглядит следующим образом (рис. 1):
Входы Синапсы х1 w1 х2 w2 х3 w3 Нейрон Выход х4 w4 Аксон х5 w5 Y х6 w6 х7 w7 х8 w8
Условные обозначения: хi – текущее значение атрибута имиджа предприятия; wi– весовой коэффициент i-го атрибута имиджа; S – взвешенная сумма по атрибутам имиджа
Рисунок 1 – Структура однослойной ИНС
Предлагаемая последовательность оценки имиджа предприятия с применением искусственной нейронной сети включает следующие этапы: 1. Ввод средних значений атрибутов по каждым 10 выборкам; 2. Ввод целевых данных; 3. Обучение сети; 4. Получение значений весов атрибутов; 5. Ввод средних значений атрибутов по всем выборкам; 6. Получение оценки имиджа предприятия. Алгоритм расчета оценки имиджа предприятия при использовании однослойной сети представлен на рисунке 2.
Условные обозначения: k – индекс атрибута имиджа; хi – текущее значение атрибута имиджа предприятия; wi– весовой коэффициент i-го атрибута имиджа; Sk – взвешенная сумма по атрибутам имиджа; Yk – результирующее значение оценки имиджа.
Рисунок 2 – Алгоритм расчета имиджа предприятия
Апробация приведенных выше рекомендаций была проведена на примере оценки имиджа двух предприятий розничной торговли, относящихся к торговой сети «Гастроном» г. Ижевск, – супермаркетов «Океан» и «Первомайский». Проведенное авторами настоящей статьи исследование позволило выделить атрибуты имиджа торгового предприятия и определить их значимость с точки зрения покупателей (в порядке убывания): 1 Ассортимент; 2 Месторасположение; 3 Качество обслуживания; 4 Внутренняя атмосфера 5 Качество товаров; 6 Ценовая политика; 7 Дополнительные услуги; 8 Реклама и стимулирование сбыта. Для каждого магазина было определено мнение покупателей по всем атрибутам, определяющим имидж (рис. 2) и рассчитана количественная оценка имиджа (область значений от 0 до 1) с помощью алгоритма (рис.2). Так для магазина «Океан» имидж составил 0,9, а для магазина «Первомайский» равен 0,2.
Рисунок 2 – Оценка атрибутов имиджа исследуемых магазинов покупателями Анализ результатов позволил выделить конкурентные преимущества магазинов: ассортимент, расположение магазинов, обслуживание, внутренняя атмосфера. Однако можно отметить слабую осведомленность покупателей о дополнительных услугах в магазинах исследуемой торговой сети, не проработанность вопросов стимулирования сбыта. Треть покупателей, имеют замечания к качеству товаров и почти половина считают цены в магазинах несколько завышенными. Представленные данные исследования могут стать базой для принятия управленческих решений в торговой сети в целом и каждом магазине в отдельности. Таким образом, использование метода искусственных нейронных сетей позволяет получить объективную комплексную оценку имиджа предприятия с использованием современных методов системного анализа. Предложенные в настоящей статье рекомендации могут быть использованы для предприятий любой сферы деятельности. Наглядное представление значимости каждого из атрибутов и количественная оценка имиджа формируют основу для принятия управленческих решений с целью совершенствования деятельности предприятия.
Литература 1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Стандартинформ, 2009 – 35 с. 2. Виноградова С.Н., О.В.Пигунова. Коммерческая деятельность: учебник. – Минск: Высшая школа, 2005 – 351с. 3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. — Спб.: Наука, 1996. -433с. 4. Муромкина И.И. Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия // Маркетинг в России и за рубежом - 2001. - № 2. 5. Осовский С. Нейронные сети для обработки информации / Пер. с польского И.Д. Рудинского. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 344 с. | ||||||||||