Каталог статей

Гонтарь Т.Н.

Инновационные процессы в области информатизации туристского бизнеса

Инновационный процесс выступает движущей силой активизации международного туристского обмена и постоянного роста качества  поступающих на рынок услуг, а также является важнейшим аргументом в конкурентной борьбе. Туристическая услуга, потребляемая в результате туристом, как правило, является результатом взаимодействия многих провайдеров услуг: туристического агента, транспортного оператора, отеля или другого оператора по размещению, инфраструктуры питания и развлечений и т.д.

Основной составляющей цепочки взаимодействия являются связи между  турагентом, который непосредственно взаимодействует с конечным потребителем туристических услуг, и туроператором, предоставляющим услуги размещения туриста, т.е. отелем, санаторием, пансионом, хостелом [1, c.28]. На рис. 1 показаны различные взаимосвязи, которые потенциально могут существовать между участниками туристической индустрии. При этом компании обычно занимают определенную позицию в границах логистической цепи туриндустрии, выступая в определенной роли (дистрибьютор, поставщик и др.) и поддерживают взаимоотношения с другими участниками цепи посредством заключения коммерческих контрактов. Стрелки на схеме указывают направления движения логистических потоков, а границы между участниками логистической цепи показывают участки возникновения максимальной концентрации логистических потоков, где могут возникать узкие места в системе.


Рис. 1. Направления движения логистических потоков обеспечивающих взаимосвязи между участниками туристического рынка.

На рис. 1 наглядно видно, что в туристическом предприятии основные резервы повышения эффективности лежат именно на стыках операций и взаимодействующих процессов, таких как взаимоотношения туроператора и турагента, турагента и авиакомпании и др. Не смотря на то, что большинство туристических фирм Украины используют преимущественно технологические инновации в области информатизации туристского бизнеса, системы онлайнового бронирования и продаж туров внедряется медленно по причинам высокой стоимости поддержки программно-технологических модулей, несовершенства электронных платежных систем, необходимости обучения персонала за счет фирмы и незначительных объемов сделок по сравнению с крупными гостиничными и туристскими ТНК. Наиболее посещаемыми являются сайты ведущих крымских туроператоров – «Кандагар», «Черномор-тур», «Черномор», «Гинсервис», Крым-тур. При этом на всех сайтах существует возможность лишь заполнить форму заявки он-лайн. Далее заполненная заявка на бронирование поступает на обработку к оператору, который передает заявку менеджеру и дальнейшая работа по заявке с клиентом происходит уже в телефонном режиме и по электронной почте, т.е. фактически бронирование тура он-лайн, как таковое, отсутствует.

Позиционирование Крыма как туристского региона формируется многими поисковыми системами, серверами и Интернет-магазинами других стран СНГ, в первую очередь, российскими («100 дорог», «Туры. ру»; «Трэвэл. ру»). Однако контекстная реклама, которую проводят многие московские фирмы, часто вступает в противоречие с продвижением тупродукта южных районов России – главного конкурента Крыма. В Крыму же пока нет удобных и масштабных специализированных сервисов по подбору и бронированию тура и сопутствующих услуг он-лайн. Большинство из них фактически выполняют функции сайтов турагентств и туроператоров, не предоставляя, таким образом, полноценную и достоверную информацию о ценах на туры.

Основными недостатками существующих поисковых систем являются неоперативность и недостоверность информации, отсутствие единого формата обмена данными и прямого доступа к базам данных туроператоров. На достоверность и актуальность информации в поисковых системах в значительной степени влияет человеческий фактор, так как загрузка информации осуществляется практически вручную. Кроме того, каждую он-лайн заявку необходимо подтверждать по телефону, либо факсу.

Таблица 1

Анализ туристических информационных порталов Крыма

Позиционирование

Посетители

Недостатки

Туристический сервер Крыма ([сылка более недоступна}

-информационный портал о Крыме

-бронирование туров и авиа-билетов

- монетизация за счет размещения рекламы на сайте

37 772 инд. пос. за март 2011

-  выполняет функции web-сайта туроператора ООО "ТЕСС ТУР КРЫМ".

- недостоверная информация

- off-line бронирование

Ассоциация курортов Крыма ([сылка более недоступна}

Продвижение крымских курортных услуг за счет распространения информации о здравницах, отелях, частных домовладениях и др.

- монетизация за счет размещения информации о партнерах на сайте

17 055 инд. пос. за март 2011

- off-line бронирование размещения

- нет возможности забронировать сопутствующие услуги он-лайн

Солнечный Крым ([сылка более недоступна}

Интернет-магазин путешествий, специализирующийся на предоставлении услуг курортного отдыха, оздоровления и лечения в Крыму

28 223 инд. пос. за март 2011

- off-line бронирование размещения

- нет возможности забронировать сопутствующие услуги

- недостоверная информация

-  выполняет функции web-сайта турагентства

Служба бронирования гостиниц в Крыму ([сылка более недоступна}

-информационный портал о Крыме

-бронирование туров и авиа-билетов

- монетизация за счет размещения рекламы на сайте

13 597 инд. пос. за март 2011

- выполняет функции web-сайта турагентства

- система бронирования BEDSONLINE

Не смотря на то, что каждая из таких систем имеет свою базу данных, в которую загружается вручную информация (прайс-листы, наличие мест, стоп-сейлы, справочная информация, ни одна система не позволяет на программном уровне связать свою центральную базу данных ни с одной из баз данных туроператоров и  турагентств. Следовательно, отсутствуют информационные потоки, и информационное пространство, как таковое. Поэтому при выборе программного обеспечения туристическому предприятию следует учитывать не только функциональность программного обеспечения и его соответствие бизнес-процессам компании, но и возможность развития и интеграции с другими программными модулями, как используемые в компании (1-С Бухгалтерия и т.п.), так и с программами контрагентов (туроператоров, авиакомпаний).

В качестве инструмента, обеспечивающего эффективную взаимосвязь предприятий и оптимизацию движения логистических информационных потоков в рамках логистической системы туризма, следует рассматривать уже не только автоматизацию бизнес-процессов отдельных предприятий, но говорить об актуальности автоматизации всего рынка, т.е. о создании единого информационного пространства (ЕИП).

Литература.

1. Самойлов Ю.  Агенты – отели: партнерство или конфликт? / Ю. Самойлов //  Украинский туризм. –2010 г. – №5. – С. 28-32.