главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||
Черкас Е.Ф., Чекина В.Д. Донецкий национальный университет, Украина Пути совершенствования социальной политики в УкраинеСоциальная жизнь общества в последние годы пошла по двум направлениям. С одной стороны – это свобода выбора различных товаров и услуг, а с другой – все эти социальные блага не доступны большей части жителей страны. Возросли такие явления как нищета, безработица, необеспеченность в старости. Большая часть населения не удовлетворена своим уровнем и качеством жизни, и это свидетельствует о том, что государство уделяет мало времени на совершенствование социальной политики, что приводит к постепенному снижению уровня жизни граждан. Современное социальное положение в Украине характеризуется низким уровнем и качеством жизни населения Украины. Социальные реформы повлекли общественные проблемы: украинское население остаётся бедным, существующие рабочие места являются низкопродуктивными, ухудшается демографическая ситуация в стране. Решение различных проблем в области социальной сферы невозможно без совершенствования социальной политики, её адаптации к меняющимся экономическим, демографическим и социальным условиям [1, C.23]. Целью исследования является разработка и обоснование комплекса мероприятий по совершенствованию социальной политики Украины. Вопросы становления и развития социальной сферы изучали многие зарубежные и отечественные учёные, среди которых Д. Бел, К. Маркс, М. Вебер, Т. Мальтус, П. Самуэльсон, Г. Беккер, А. Шопенгауэр, Н. Бердяев и др. Отдельные аспекты развития социальной сферы рассмотрены в работах А. Колот, В. Вернадского, Е. Либановой, В. Лагутина. Исследования в сфере социального развития проводят Институт демографии и социальных исследований НАН Украины, Институт Экономики и прогнозирования НАН Украины, Институт экономики промышленности НАН Украины, Институт региональных исследований НАН Украины и многие другие [2, С.13]. Социальная политика – это система мероприятий и механизмов, а также совокупность действий государства, направленных на регулирование и развитие социальной сферы с целью повышения благосостояния населения [3, С. 95-98]. В интересах всех членов общества выделены такие задачи по функционированию составляющих социальной политики в целях её обеспечения: уменьшение социального неравенства в обществе; сокращение численности людей, находящихся за чертой бедности; рост социальной и экономической безопасности трудоспособного населения и т.д.[4, С. 55]. На современном этапе в системе социальных взаимоотношений сформировался комплекс проблем, связанных с отставанием в реформировании социальной сферы Украины. Социальные проблемы, такие как низкий уровень и качество жизни населения, расслоение общества по уровню доходов, усиление демографической проблемы, низкий уровень здоровья населения, превышение показателей смертности над рождаемостью, рост бедности – всё это негативно влияет на общее социальное положение населения. Существенной проблемой современной социальной политики, которая порождает множество социальных проблем, является установление адекватного экономическим реалиям размера прожиточного минимума в стране. В соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме», прожиточный минимум – это стоимостная величина набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, которые необходимы для нормального функционирования организма человека и для удовлетворения основных социальных и культурных нужд личности [5, С. 348]. Необходимо отметить, что прожиточный минимум имеет значение основного социального стандарта; к нему привязываются социальные гарантии, которые обычно являются ниже, чем прожиточный минимум, они являются минимальными и никак не могут быть нормой. Согласно Закону Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» основные социальные гарантии не могут быть ниже законодательно установленного прожиточного минимума. В настоящее время прожиточный минимум и минимальная заработная плата не могут обеспечить минимальных потребностей, сохранения здоровья и удовлетворения социальных и культурных потребностей человека. Их размеры в 2011г. представлены в таблице 1. Таблица 1 Минимальная заработная плата и прожиточный минимум на 2011 г.
По данным таблицы видно, что между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом разница незначительна, поэтому уровень жизни самых малообеспеченных граждан не станет лучше, пока не будут предложены мероприятия, направленные на повышение заработной платы. К ним можно отнести: совершенствование положений Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях»; пересмотр закрепленных в законодательстве определений понятий «социальные стандарты» и «прожиточный минимум», поскольку они не соответствуют их сущности; в основу расчёта целесообразно положить не прожиточный минимум, как это определяется в социальных законах, а социальные гарантии. Сейчас в Украине не существует стандартов, которые позволили бы определить уровень и качество жизни населения. В основу системы социального обеспечения нашего государства заложены социальные минимумы. В отличие от социальных минимумов, социальные стандарты – это гарантия высокого уровня и качества жизни, которую государство обязуется обеспечить населению. Для разработки эффективных социальных стандартов необходимо разработать чёткую социальную стратегию государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). По тому как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества, и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому вопросы, связанные с постоянным совершенствованием социальной системы требуют дальнейшего рассмотрения и исследования. Литература 1. Поляк Н. Удосконалення системи соціального забезпечення населення в Україні / Н. Поляк // Україна: аспекти праці. – 2011. – № 3. – С. 23. 2. Кір’ян В. Перспективні напрями соціального розвитку та механізм їх реалізації в Україні / В. Кір’ян // Україна: аспекти праці. – 2011.– № 4. – С. 13. 3. Омельченко О. И., Хаустова В. Е. Анализ структурных составляющих и уточнение сущности понятия «Социальная политика» [Электронный ресурс]: Материалы Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского, 2011.–Режим доступа: [сылка более недоступна} | |||||||||||||||