главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||
К.п.н. Митрофанова С.В., к.п.н. Черникова И.В. Ставропольский государственный университет, Россия Инновационные преобразования в социально ориентированном государствеХарактерной особенностью социально-экономического развития современной России являются инновационные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества. Это приводит к стимулированию, организации, управлению и регулированию инновационной деятельностью, формированию новой адаптивной среды для внедрения инноваций, как в экономической, так и в социальной сфере. Никто не опровергнет тот факт, что для успешного внедрения инноваций приоритетным являются экономические условия, но здесь нельзя недооценивать и социальные аспекты. Для реализаций инноваций велика роль политической ситуации в стране и на международной арене, ориентиры социально-экономической политики. Недооценка социальных последствий, инновационных преобразований впоследствии самым серьезным образом отражается на успехе данных преобразований, так как главным их ресурсом является человек и его знания. Внедрение инноваций в социальной сфере как процесс является более инерционным, чем экономический, но в то же время обладает огромным кумулятивным эффектом. Социальная сфера способна накапливать прямые и косвенные следствия инновационных преобразований, и эти следствия могут бумерангом возвращаться в хозяйственную практику человека через сознание и поведение людей. В связи с этим в современном российском обществе стала формироваться новая социально ориентированная экономика, основанная на инновационном прорыве. Привлечение внимания к инновациям социального ориентира является одним из характерных признаков современной парадигмы инновационного развития развитых стран. Но при этом, необходимо, отметить, что именно социальные инновации являются достаточно сложными в реализации, так как должны учитывать следующие принципы: историзма (исторический характер развития страны, традиции, культура, образы поведения и т.д. Не всякое социальное нововведения может быть полено или внедряемо для той или иной территории); природосообразности (инновации должны учитывать объективные, имеющиеся, а не виртуальные условия для их развития); конгруэнтности (инновации должны соответствовать требованиям реального времени и соотносится с тенденциями социально-экономического развития на текущий момент). В настоящее время отмечается приобретение инновациями открытого, комплексного, междисциплинарного, межотраслевого характера, что, прежде всего, меняет требования к внедрению инноваций в социально-экономическое развитие. Россия, переживает становление в новом политическом и социально-экономическом качестве, инновационная направленность приобретает приоритетное значение в развитии и управлении. Инновационные преобразования становятся основой социально-экономического прогресса и требуют в свою очередь инновационного обновления системы государственного управления. Необходимо отметить, что в настоящее время акцент делается на экономически ориентированные инновации, но этот факт неизбежно порождает социальные последствия, которые должны порождать ответные инновации в данной сфере. Новая парадигма инновационных преобразований в государстве социального ориентира предусматривает создание эффективной национальной инновационной системы и взаимодействие в ней всех объективных и субъективных условий социально-экономического развития. При создании данной системы, целесообразно предусмотреть организацию главной ее подсистемы – государственное управление и регулирование инновационными преобразованиями. Для успешного внедрения инновационных преобразований большую роль играет социальный потенциал государства – это, прежде всего наука, образование, которые формируют главный элемент инноваций «знания». Образование и отношение к нему общественности и государства важнейшая составляющая процесса продвижения нововведений. На современной стадии инновационного развития России проблема образования выходит на первые роли, и ее можно поставить в один ряд с финансированием научных исследований. Й. Шумпетер включил в концепцию новаторства творческую личность, ее интеллектуальный потенциал, способность «синтезировать» новые идеи и их реализовывать. Эти качества формируются в ходе обучения на протяжении не менее 15 лет. Именно в сфере образования формируется интеллект будущих участников рынка труда. При этом необходимо отметить, что существует сложность в управлении инновационными преобразованиями, так как в современном мире человек сталкивается с ускоряющимся потоком инновационных предложений. Данные обстоятельства определяются триадой «новизна – неопределенность – риски». Риск становится всеохватывающим явлением в современном обществе, которое в соответствии с производящим это явление фактором – инновационностью может определяться как инновационное общество и развитием этого общества необходимо управлять и регулировать. Таким образом, регулирование инновационными преобразованиями в социально ориентированном государстве базируется на определении приоритетов, стратегических направлений и ориентиров социально-экономического развития на основе инновационной активности всех субъектов данного процесса. Одними из основных задач регулирования является проведение комплекса мер по диагностике социальной и экономической эффективности инновационных преобразований, создание государственной, организационно-нормативной и финансово-ресурсной поддержки инновационной активности, внедрение адаптивной социально-инновационной среды. Основной целью инновационных преобразований социального ориентира является создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности. Преобразовательная деятельность, направленная на решение задач эффективного социально-экономического развития на основе инноваций может осуществляться в рамках: Для эффективных инновационных преобразований необходимо сознание адаптивной социально-инновационной среды. Базисными компонентами управления и регулирования социально-инновационной средой являются: В процессе разработки и внедрения социально-инновационной среды как основы инновационных преобразований создается сложная динамическая конфигурация, параметры которой определяются типом полей инновационно-коммуникативных единиц взаимодействия организуемых и самоорганизующихся инноваций. В создании социально-инновационной среды включены также изменения структур и функций государства, которое стимулирует нововведения и адаптирует их в обществе. Результаты инновационных преобразований отражаются на жизнеобеспечении и самочувствие населения. Исследование этой области может проявить уровень доверия населения к государству и, соответственно, состояние социального напряжения. Характеризуя формирование социально-инновационный среды, следует подчеркнуть ее критерии: системность, масштабность, целенаправленность, а также сбалансированность интересов, что, прежде всего, снижает проявление таких общепризнанных негативных черт инновационного процесса, как неопределенность результата, несовпадение общественных и личных ожиданий, асимметричность информации. Формирование социально-инновационной среды может осуществляться через схему «знание – потенциал – мотивация – мероприятия – результат» и учитывать следующие основные принципы инновационного развития социально-экономической системы: Социально-инновационная среда и адаптация ее к соответствующему социально-экономическому развитию представляет собой способ адаптации данной среды, и определение роли управляющего и регулирующего факторов в этом процессе, может осуществляться через выбор соответствующих механизмов адаптации (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель адаптации социально-инновационной среды На создание адаптационной социально-инновационной среды влияют объективные и субъективные составляющие социально-экономической развития. Объективные составляющие: геополитический; ресурсно-сырьевой; производственный; экологический; инфраструктурный; научно-образовательный; управленческого; политический; культурный. Субъективные составляющие: теневой; предпринимательский; инновационный; инвестиционный; финансовый; внешнеэкономический, социальный, демографический и др. Необходимо отметить, что адаптационная социально-инновационная среда может пониматься как совокупность мобилизационных возможностей среды с существующими и формируемыми условиями для инновационных преобразований, а также механизмами их вовлечения в процессы, обеспечивающих не только необходимое приспособление к средовым взаимодействиям, но и закладывающим определенную основу для дальнейшего социально-экономического развития на основе инноваций. Регулирование инновационных преобразований через создания социально-инновационной среды может осуществляться через реализацию следующих направлений: Таким образом, инновационные преобразования в становлении социально ориентированного развития могут быть эффективны при внедрении адаптационной социально-инновационной среды с ее возможностями и условиями, в определении механизмов социально - инновационного развития и определяться совокупностью последовательно реализуемых состояний и действий, имеющих стратегическую направленность и предусматривающих управленческое и регулирующее воздействие с учетом обеспеченности ресурсами, а также баланса экономических и социальных интересов в инновациях, и социальной ответственностью за последствия внедрения инноваций. Литература: 1. Дорошенко С.В. Стратегическая адаптация как императив инновационного развития региональной социально-экономической системы // Экономика региона: ИЭ УрО РАН. – Екатеринбург. 2010. – №3 (23). – С. 59-66. 2. Романов В. Л. Социально-инновационный контекст эволюции парадигмы государственного управления / Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы 5-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова (31 мая – 2 июня 2007 г.): Ч. 1 – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - С. 36-41. 3. Глобальная трансформация инновационных систем / Отв. ред. – Н.И. Иванова. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 163 с. - С 121-124. 4. Инновационная сага. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 224 с. -С. 111-114. 5. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2001. – 576 с. - С. 392 – 393. | ||||||||||||||||