главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Доцент, к.э.н., Ж.К. Леонова Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, Россия Условия применения государственно-частного партнёрства в подготовке и кадров для предпринимательстваГосударственно-частное партнёрство (ГЧП) - совокупность институциональных и организационных структур государства и бизнеса в целях реализации обшественно-значимых стратегических программ - является одним из направлений развития современной экономики России в аспекте развития предпринимательства. Государственные социальные программы и их осуществление в условиях рыночной экономики зависит от социальной ответственности предпринимательских структур. Эффективность и ответственность современного бизнес-сообщества создаётся через формирование критической массы менеджеров, формирование цивилизованных рыночных отношений и необходимость поддержки субъектов бизнеса и предпринимательства. Система подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства выступает в качестве одного из источников повышения качества человеческого потенциала и понимания необходимости социальной ответственности бизнеса, позволяя целенаправленно развивать и использовать указанные факторы для развития фирмы, отрасли, региона и государства Процесс активного взаимодействия бизнеса и государства активизируется в тех странах, где государственная политика поддержки предпринимательства является элементом программы достижения динамичного социально-экономического роста. Механизм ГЧП активно применяется в странах с развитыми рыночными отношениями и традициями взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства. Лидером в этой сфере является Великобритания, где объёмы рынка ГЧП составляет около 6,5 млрд. фунтов и часть этого рынка ориентирована на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) - это не только финансы, но также развитие менеджмента и формирование кадров. Государства ЕС ввели программы повышения предпринимательских навыков у молодых людей. В школах читаются лекции о предпринимательстве, в учебные программы университетов интегрируется специальный предмет, создаются дополнительные информационные проекты в этой сфере.[1] Японское агентство малого и среднего бизнеса (SMEA), например, большое внимание уделяет укреплению уровня менеджмента в МСБ и сглаживанию адаптации к изменениям в экономике и в социальной среде.[1] В России приоритетными в совместном сотрудничестве бизнеса и государства в 2009 г определялись транспортная сфера – 43% финансирования, социальная не получила финансирования из заявленных 56 млн.долл. на рынке ГЧП.[7] Но интерес к социальным проектам есть. Так, проведённый опрос компанией Делойт показал, что 24% респондентов при определённых условиях готовы принять участие в развитии социальной сферы, в том числе, образования и программах развития предпринимательских структур. [7] Определяя факторы замедленного развития механизмов государственно-частного партнёрства в РФ необходимо помнить, что ГЧП развивается там, где присутствуют общие интересы, а результаты партнёрских отношений взаимовыгодны. Современное российское государство стремится осуществить программы, связанные с повышением конкурентоспособности экономики, переход на инновационный путь развития, повышение уровня человеческого капитала. На Международном форуме в Ярославле в сентябре 2011 г. президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Сергей Борисов отметил что, сегодня Россия должна совершить настоящий прорыв и добиться увеличения роли малых предприятий в экономике страны. И здесь важную роль играет изменение отношения самих людей к этому виду деятельности, развитие предпринимательских талантов. [8] При этом необходимо понимание того, что для сырьевой структуры экономики развитие малого и среднего бизнеса не принципиально. Но переход к инновационному типу хозяйства без малых и средних компаний, как иллюстрирует мировая практика, осуществить невозможно. В последнее время можно говорить о положительных тенденциях в развитии малого и среднего бизнеса. По состоянию на 1 января 2010 г. в России было зарегистрировано на 20,0% больше, чем годом ранее, а совокупный прирост сектора малых и средних предприятий за год составил 9,3%.[6] Но вклад российского малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15-17%, при том, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. [2] Лишь 10% от числа малых и средних предприятий РФ заняты в сфере инноваций, подавляющее большинство работает в розничной торговле и сфере услуг. А доля малых инновационных предприятий составляет всего 1,4%.[5] Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, связана с множественными факторами: развитие современной экономики осложнено изолированностью малого и среднего предпринимательства; недостаточная информированность о тенденциях развития как экономики страны в целом, так и о новейших методах управления бизнесом; недостаточное финансовое обеспечение для организации и проведения подготовки и переподготовки кадров. Преодоление указанных барьеров возможно при использовании механизмов государственно-частного партнёрства в развитии системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства осуществлении комплекса мер, направленных на повышение мотивации к сотрудничеству в данной сфере - определение выгоды для участников интеграции-государства, учебных заведений и предпринимательства. На данный момент потенциал ГЧП в сфере образования, и в частности в системе подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, используется не в полной мере, что подтверждается незначительным количеством проектов государственно-частного партнерства и образовательных учреждений, которые активно взаимодействуют с субъектами частного сектора. Сложившаяся ситуация обусловлена наличием факторов, препятствующих привлечению субъектов частного сектора в сферу профессионального образования на взаимовыгодных для обеих сторон партнерства условиях: - несовершенство законодательной базы, которые бы четко определяли права собственности на объекты государственно-частого партнёрства, в сфере образования; - институциональная неготовность собственника - государства и муниципальных образований - к формированию новой инфраструктуры образовательных учреждений; - недостаточная степень использования мониторинга со стороны образовательных учреждений профессиональные особенности бизнеса; - недостаточная мотивированность бизнеса к сотрудничеству с образовательными учреждениями в связи с наличием высоких рисков инвестирования; - нечётко сформулированные образовательные стандарты и национальная системе квалификации, учитывающие требования к квалификации и компетенциям по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда; - слабое эффективное участие бизнеса в управлении профессиональными образовательными учреждениями, что не позволяет понять реальную ценность конкретных учебных заведений для работодателей; - отсутствие публичной, объективной системы общественно - профессиональной оценки деятельности образовательных учреждений при активном участии бизнеса совместно с профессиональным экспертным сообществом. Но, несмотря на многочисленные проблемы в развитии государственно-частного партнёрства, целесообразность государственно-частного партнерства в системе подготовки и переподготовки малого и среднего бизнеса обусловлена рядом факторов: - образовавшимися разрывами в системе отношений «образование - рынок труда»; - доминированием частной формы собственности в экономике, эффективное использование которой требует партнерских отношений власти, бизнеса и общества; - недостаточным присутствием бизнеса во властных структурах; - повышение эффективности использования государством образовательных услуг как стратегического ресурса за счет сотрудничества с бизнесом, в целях формирования рыночной социальной структуры (средний класс); покрытия затрат и повышения доходности средств государственного бюджета. Таким образом, в стране сложились условия для развития государственно-частного партнёрства в сфере развития предпринимательства, сформировались и мотивационные факторы, что должно учитываться при разработке стратегических программ социально-экономического развития страны. Литература: 1. Балашов С. Опыт функционирования ГЧП в развитых странах/Государственно-частное партнерство в условиях кризиса. Материалы научно-практической конференции. MB ИЭ РАН, 2009 2. Выступление Дмитрия Медведева на президиуме Госсовета России 27 марта 2008 г [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.rost.ru 3. Государственно-частное партнёрство в образовании: [сборник]/Научные редакторы О.П. Молчанова, А.Я. Лившин.-М.:КДУ,2009 4. Леонова Ж.К.Актуальность применения государственно-частного партнёрства в подготовке и переподготовке кадров для предпринимательства/Ж.К. Леонова// Социальная политика и социальное партнёрство - М, №11, 2011,ноябрь 5. Леонова Ж.К.Инновационное малое предпринимательство как стратегический ресурс национальной безопасности /Ж.К. Леонова//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М.: Издательский дом «Финансы и кредит». - 2011, №6 6. Российский статистический ежегодник: 2008:стат. сборник/Росстат. - М.:Росстат,2009 7. Тенденции и перспективы развития государственно-частного партнёрства в России: аналитический материал//Делойт, 2009 г; Invesing in the future. Infrastructure boom in Russia, Ukraine and Kazakhstan//Renaissance Capital, 2008: открытые источники 8. Ярославский форум: специалисты делают прогнозы [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} |