Каталог статей

Вязмина М.В.

Проверки, осуществляемые Пенсионным фондом Украины

Одной из задач Пенсионного фонда Украины, возложенных на него Положением о Пенсионном фонде Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 01.03.2001 г. №121/2001, является осуществление в пределах своей компетенции контрольных функций, проведение проверок правильности уплаты взносов на обязательное государственное пенсионное страхование, а также взыскание в предусмотренном законодательством порядке своевременно не уплаченных взносов.

Исполнение этих обязанностей делегировано управлениям Пенсионного фонда по месту регистрации юридического лица или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности.

Целью данной работы является рассмотрения необходимости проверок осуществляемых пенсионными фондами Украины.

Теоретические и практические аспекты данной темы в своих работах освещают И. Резникова, Т. Шаповалова.

Согласно ст. 2 Закона №2181, Пенсионный фонд Украины является контролирующим органом по сборам на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, с прошлого года, с даты вступления в силу Закона о пенсионном страховании, органы ПФУ получили также полномочия органов взыскания.

Поскольку Закон №2181 является специальным законом, устанавливающим порядок погашения обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами, включая Пенсионный фонд, то положения и нормы его должны относится к взаимоотношениям страхователей с ПФУ.

Исходя из анализа экономической литературы [1] выделим 2 формы поверки камеральная и документальная. В свою очередь, документальную проверку можно разделить на плановую и  внеплановую.

Камеральную проверку Расчетов сумм страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование проводят специалисты отдела доходов фонда, которые ведут учет поступления платежей. Эта проверка основывается исключительно на указанных в Расчете данных.

В отличие от п. 17.1.4 Закона №2181, Законом №1058 не предусмотрено наказание в виде штрафных санкций за обнаруженные в результате камеральной проверки методологические и/или арифметические ошибки.

Ошибки страхователей, допущенные в отчетности, исправляются "в рабочем порядке", однако по результатам камеральной проверки может быть назначена внеплановая проверка.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка, плановой документальной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности плательщика, предусмотренная в плане работы органа Пенсионного фонда, которая проводится либо по местонахождению плательщика, либо по месту расположения объекта собственности, по которому проводится проверка.

Однако если страхователь невелик по размерам, т. е. количество работников и, как следствие, объем необходимой для проверки документации сравнительно небольшой, инспектор пенсионного управления может пригласить на проверку в управление. Особенно это касается проверяемых физических лиц - предпринимателей.

Термин "встречная проверка" применяется исключительно для целей Порядка оформления результатов проверок. Под встречной понимается внеплановая документальная проверка плательщика по вопросам уплаты и целевого использования пенсионных взносов (сборов) одновременно с другими плательщиками.

Основанием для проверки (как плановой, так и внеплановой) является письменное решение руководителя соответствующего органа ПФУ, т. е. начальника управления ПФ в районе, городе или городском районе по месту регистрации плательщика. Оно обязательно должно быть оформлено на специальном бланке и содержать все предусмотренные сведения: номер и дату оформления, вид проверки, дату и срок ее проведения, фамилию, имя, отчество и должность представителя органа Пенсионного фонда, направленного на проверку. А если проверка внеплановая, обязательно указывать основания для ее проведения. Фактически это решение является удостоверением инспектора Пенсионного фонда на документальную проверку.

Каждый плательщик налогов и сборов (взносов), независимо от формы собственности и подчинения с целью недопущения несанкционированных проверок обязан вести Журнал регистрации проверок - пронумерованный, прошитый и заверенный подписью руководителя и печатью.

Территориальные органы ПФУ имеют право проводить плановые и внеплановые документальные проверки не чаще одного раза в течение календарного года (п. 1 ст. 64 Закона о пенсионном страховании, а также п. 12.2 Инструкции №21-1).  Если страхователь сравнительно небольших размеров, является аккуратным плательщиком и ничем не запятнал свою репутацию перед пенсионным управлением, то и того реже.

Если для проведения плановой проверки страхователь должен быть включен в текущий план пенсионного управления, то внеплановая документальная проверка назначается при наличии хотя бы одного из обстоятельств.

Проверка должна быть проведена в течение 10 календарных дней со дня получения заявления плательщика о снятии его с учета 6. На основании акта проверки плательщик рассчитывается с органом ПФ.

Согласно п. 12.5 Инструкции №21-1, проверке подлежат документы за весь период с момента проведения предыдущей проверки. Логично предположить, что, если страхователь проверяется впервые, то контролю должен подвергаться период со дня регистрации в ПФУ.

Однако Пенсионный фонд подходит к вопросу периода проверки строже: проверке подвергается также период со дня возникновения у страхователя обязательства регистрации в качестве плательщика страховых взносов до дня его фактической регистрации в органах ПФУ. Страховые взносы, подлежащие уплате из сумм выплат (дохода) за весь указанный период, взимаются на общих основаниях (п. 5.8 Инструкции №21-1).

Следует отметить тот факт, что проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности (как юридических, так и физических лиц) в части отчислений в Пенсионный фонд не имеют права проводить ни налоговые органы, ни таможенные, ни любые другие органы исполнительной власти, уполномоченные проводить проверки. В свою очередь, органы Пенсионного фонда не имеют права проводить проверки ни по каким другим налогам, сборам и платежам, кроме взносов и сборов на пенсионное страхование.

Пенсионный фонд Украины выполняет одну из главных задач  - проверка субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц). Проверки заключаются в тщательном контроле за правильностью уплаты взносов и своевременностью предоставления отчетов. В своей деятельности органы Пенсионного фонда   руководствуются нормативно – правовыми актами: Указами Президента Украины, Законами Украины, Инструкциями и Положениями.

Литература:

1. И. Резникова  Пенсионные проверки: что нужно знать бухгалтеру.// Дебет-Кредит.- 2005.- № 24.- С. 12-16

 2. Т. Шаповалова Контроль у сфері державного пенсійного страхування. //Правовий тиждень.-2008.-№ 38.- С. 27-32

3. Закон №1058 - Закон Украины от 09.07.2003 г. №1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"