< <Экономическая безопасность материально-технического обеспечения образовательных учреждений МВД России и пути ее совершенствования
главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Журило Петр Петрович,

кандидат экономических наук

(заместитель начальника 3 научно-технического отдела Центра оперативно-тактических исследований внутренних войск МВД России)

Экономическая безопасность материально-технического обеспечения образовательных учреждений МВД России и пути ее совершенствования

Экономическая безопасность России на современном этапе ее развития переходит из разряда традиционно актуальной проблем в число первоочередных в связи с накапливающимися в нашем обществе кризисным положением в экономике. Экономика страны стала испытывать не только структурные деформации, отставание от многих и даже не только индустриально развитых государств в разработке и использовании высоких технологий, но и инвестиционный дефицит и финансовую зависимость от международных финансовых организаций.

Безусловно, главной причиной угроз является экономический кризис в России. Именно он разрушил стабильность развития всех слоев нашего общества, на долгие годы затормозил развитие производственно-технической базы народного хозяйства и, прежде всего самого человека.

Академик РАН Д.С. Львов в своих публикациях отмечал, что проблема человека изначально не была и теперь не стала целью социально-экономических преобразований общества. Фактически положение граждан России в результате так называемых «демократических реформ» сведено в государстве к роли молчаливого и покорного персонажа, с которым вообще перестали считаться. Это дает основания для выводов о том, что созданная сегодня в стране система антигуманна, противочеловечна, сдерживает свободное развитие индивидуальности. Таков фактический итог социальной трансформации нашего общества. Современная Россия, с большим трудом преодолевая препятствия, возвращает себе статус Великой державы мира, и уже не воспринимается мировым сообществом как государство без границ с ослабленным военно-политическим и экономическим потенциалом. Однако, одновременно с возрастанием экономического потенциала и политического авторитета России в мире появились новые угрозы террористического характера, угрозы негативных последствий вступления России в ВТО, угрозы политических лидеров бывших союзных республик СССР – Грузии, Украины, стран Балтии и др. Это абсолютно меняет представления о целях и задачах противодействия экономическим опасностям.

Футурологи мира и России предсказывают в последующие годы новые энергетические, демографические и политические кризисы. Ожидается, что они будут следовать один за другим волнами (которые еще нам предсказывал выдающийся экономист России Н.Д. Кондратьев). Эти кризисы приведут к новым социально-экономическим потрясениям и обнажат проблемы экономической безопасности.

В этих условиях, для обучения курсантов и слушателей системы МВД России противодействию потенциально опасным угрозам необходимо развивать тыловое обеспечение образовательных учреждений с учетом традиционных и новых угроз. Необходимость обеспечения защищенности от угроз диктуется внешними (глобализация, интернетизация и др.) и внутренними (возможное усиление политической нестабильности в связи с предстоящими выборами Президента, Парламента и т.п.) негативными процессами, явлениями и факторами, которые именно так и классифицированы в современных нормативно-правовых документах.

Мы поддерживаем позицию ученых, которые в свою очередь, разделяют угрозы на изученные и предсказуемые, с разной степенью достоверности, и случайные, которые могут быть объективными и субъективными. В их числе большие «волны» экономической динамики, природные катастрофы, кризисы, угрозы, исходящие из глобальных амбиций отдельных стран и их группировок и тому подобные явления и процессы.

Внутренние угрозы порождены природными факторами, например дефицитом жизненно важных ресурсов, неадекватной реакцией государственной системы на закономерные национальные процессы, смены одной парадигмы другой с учетом глобальных циклов развития общества, науки, техники и технологий, ошибочной социально-политической стратегией трансформации общества к новых реалиям технологического прогресса и др. Важной место в их числе отводится и субъективным факторам. В современных условиях России это - интенсивное разрушение крупнейшего в мире по количеству и качеству национального, военного, производственного, экономического, социального, духовного, культурного, нравственного, интеллектуального потенциала, накопленного в далекой прошлой и недавней централизованной системе хозяйствования.

Закон России «О безопасности» содержит необходимые и достаточные нормативные основания для обеспечения экономической безопасности. Приоритетно именно экономической безопасности потому, что экономика представляет собой одну из жизненно важных систем интересов личности, общества и государства. Экономическая безопасность означает надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, обеспеченную всеми необходимыми силами, средствами и институтами государства, включая силовые структуры.

Угрозы могут носить потенциальный и актуальный (активный) характер.

Такая трактовка в целом не вызывает возражений, поскольку отражает многие существенные черты экономической безопасности и позволяет определить место контроля в данной системе. Соответствующая теоретическая модель безопасности конструируется на основе классификации угроз внутренних и внешних, сильных и слабых, действующих в различных отраслях экономики. Она учитывает и так называемые «внеэкономические» угрозы в комплексе существующих угроз. Принимаются во внимание и обстоятельства, которые прямо или косвенно способствуют возникновению негативных явлений, конфликтов и кризисов локального или масштабного характера.

Академик РАН Л.И. Абалкин в числе наиболее опасных современных угроз экономической безопасности называл:

- сохраняющийся спад производства и потеря собственных и иностранных рынков;

- разрушение научно-технического потенциала индустриализации экономики;

- возможность утраты продовольственной независимости страны;

- высокий уровень безработицы и ослабление трудовой мотивации;

- существенный и неснижающийся внутренний долг своему населению и внешний долг;

- криминализация экономики.

Основная часть этих проблем носит чисто социальный характер и вряд ли может решаться экономическими способами. Аналогичных оценок придерживаются и другие экономисты при определении комплексов угрожающих факторов. Общепризнанна позиция профессионалов в этой области - корни экономических угроз уходят в различные сферы общественной жизни. Исходя из этого академик РАН Л.И.Абалкин и др. экономисты выделяют следующие приоритетные аспекты безопасности, актуальные в условиях российского кризиса: технологический, экологический, финансовый, валютный, социальный (социальная защищённость и социальная безопасность), криминальный (личная безопасность, правовая защита бизнеса, борьба с коррупцией).

Можно сказать, что основные угрозы находятся внутри страны, а не за пределами России.

Внутренние экономические угрозы при этом структурируются следующим образом:

- превращение российской экономики в объект политического противоборства;

- разрыв систем хозяйственных связей и потеря управляемости ими;

- технологическая деградация хозяйственного комплекса;

- безработица;

- инфляция;

- массовое уклонение от налогообложения;

- монополизация российской экономики;

- криминализация экономики и общества;

- рост размеров внутреннего и внешнего долга;

- утечка валютных ресурсов.

Не все из этих факторов носят экономический характер, многие связаны с социальными процессами, происходящими в нашем обществе.

В данном перечне не проведено разделения угроз по их происхождению и природе. Однако нужно отметить, что такая дифференциация представляет собой весьма трудную методологическую задачу. В «чистом» виде содержание тех или иных факторов выделить практически невозможно, поскольку в реальной жизни экономические процессы неразрывно переплетаются с социально-политическими к нравственно-психологическими. Но можно и необходимо раскрывать сущность и основную направленность данных процессов, объективно учитывая их роль и значение.

Не следует опускать из виду и органическую взаимосвязь внутренних и внешних угроз. Такая двойственность экономической безопасности (наличие угрозы «изнутри» и «извне») является неизбежной и неустранимой. Учёт этого объективного обстоятельства необходимо рассматривать в качестве «краеугольного камня» концепции экономического контроля.

Внешние экономические угрозы, которые многие экономисты считают наиболее важными на настоящем этапе нарастание импортозависимости, избыточная открытость экономики, развитие сырьевого экспорта, ослабление позиций России на рынках СНГ, вне всякого сомнения, должны преодолеваться политико-правовыми действиями с использованием всех государственных механизмов. Однако абсолютизировать действие этих механизмов было бы преждевременным. Следует внимательно присмотреться и к взаимосвязи внутренних и внешних угроз, а главное, - к тем предпосылкам и условиям внутри страны, которые создают питательную среду для развития криминализации. Здесь не всегда могут быть применимы государственно-правовые средства. В таких случаях должны использоваться меры экономического управления, планирования, прогнозирования, методы социальной защиты и контроля.

Необходимо скорейшее решение актуальных задач развития системы образования в условиях рыночной экономики, обеспечение достойного вклада данной сферы в экономическую безопасность государства.

К числу этих задач, от решения которых зависит качество образованности выпускников вузов МВД России, уровень знаний и умений видеть угрозы и грамотно им противостоять, относятся:

- установление обоснованного соотношения прямого государственного управления и рыночных механизмов в сфере образования;

- преодоление широко распространившихся в этой сфере взяточничества и теневого бизнеса;

- обеспечение доступа к образованию различным слоям населения;

- распределение контрольно-административных и других функций и бюджетной ответственности между различными уровнями власти - федеральным, региональным, местного самоуправления и др.[1]

Все перечисленное должно быть ориентировано на сохранение и преумножение образовательного потенциала вузов МВД России.

Обучение и подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России работе в таких условиях требует, в свою очередь, качественного тылового обеспечения. Для этого необходимо максимальное насыщение учебного процесса всеми видами материальных средств, средствами цифровых технологий, телекоммуникаций, Интернет и всего того, чем уже регулярно пользуются в служебной деятельности военнослужащие и сотрудники других стран.[2]

С восстановлением экономического потенциала России за истекшие 5-7 лет появились реальные возможности противодействию угрозам путем усиления материально-технической базы учебного процесса. По мере того, как в экономике страны начали происходить процессы финансового оздоровления, появились реальные возможности налаживания новой системы тылового обеспечения.

Экономическая безопасность тылового обеспечения образовательной деятельности учебных заведений МВД России проявляется в его способности адекватно реагировать на угрозы и нарушения стабильности и полноты учебного процесса, противопоставлять этим угрозам упреждающую и эффективную деятельность обеспечивающих подразделений и служб.

Процесс обеспечения экономической безопасности тылового обеспечения заключается в постоянном совершенствовании его экономического механизма с учетом возникающих опасностей и негативных факторов современной экономики и выражается в обеспечении необходимых условий повседневной жизнедеятельности (функционирования) образовательного учреждения и возможности реализации своей основной функции – осуществлении образовательной деятельности в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Управление безопасностью тылового обеспечения учебного процесса осуществляется на основе упреждающего выявления возможных и реальных угроз, их оценки по степени важности, времени наступления, определения уровня ожидаемых ущербов, выработки возможных альтернативных способов устранения и нейтрализации опасностей, оценки уровня и структуры стоимостных затрат при использовании тех или иных способов устранения опасностей.

В отличие от других сфер экономики, образование имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макросредой, т. к. формирует целые поколения политиков, правоведов, ученых и других специалистов, которые в своей дальнейшей деятельности начинают определять изменения окружающей среды. С другой стороны, образование в большей, чем какая-либо другая сфера деятельности, испытывает на себе воздействие макросреды, являясь по существу ее слепком.

Таким образом, современными угрозами экономической безопасности системы тылового обеспечения военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск и образовательных учреждений правоохранительных органов являются:

внешние:

- недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование;

- низкая обеспеченность довольствующими органами техникой, вооружением, специальными средствами и имуществом, средствами индивидуальной бронезащиты и активной обороны согласно табелей и норм положенности;

- сокращение количества предприятий-поставщиков товаров и услуг для учебных заведений в связи с низкой платежеспособностью органов внутренних дел;

- уменьшение объема предлагаемой для учебных заведений конкурентно-способной продукции отечественных производителей;

- переманивание и уход на высокооплачиваемую работу в коммерческие структуры наиболее способных и профессиональных специалистов подразделений тыла;

- увеличение угрозы сохранности материальных ценностей (кражи со складов, угоны и повреждение транспортных средств, повреждение оборудования содержащего цветные металлы и как следствие вывод из строя систем электро- и коммунального хозяйства);

- природные катаклизмы и техногенные катастрофы;

внутренние:

- злоупотребление служебным положением, проявление коррупции в довольствующих структурах и управленческих аппаратах обеспечивающих органов;

- расширение практики «процентов» и «откатов» при заключении договоров на закупку и поставку материальных средств и оказание услуг учебным заведениям;

- отсутствие практического опыта работы в условиях рыночной экономики у большинства руководителей обеспечивающих подразделений и служб;

- недостаточная трудовая дисциплина и большая «текучесть» кадров гражданского обслуживающего персонала в связи с большим объемом работы и низкой оплатой труда;

- непреднамеренные действия или ошибки сотрудников;

- отказы оборудования и технических средств;

- сбои программного обеспечения при организации бухгалтерского учета и обработке информации;

- нецелевое и неэффективное использование выделенных материальных и денежных средств, нерациональное использование вторичных материалов;

- утраты и недостачи материальных и денежных средств при получении, перевозках, хранении и выдаче;

- отсутствие или слабая организация экономической работы в обеспечении и организации учебного процесса.

Поддержание на требуемом уровне и регулирование параметров экономической деятельности по обеспечению полноценного и качественного учебного процесса, вызывает необходимость адаптации деятельности тыловых подразделений к постоянно изменяющимся финансово-экономическим условиям. Конечной целью адаптации является создание такой системы обеспечения экономических потребностей учебных заведений, которая бы позволила эффективно выполнять свои функциональные задачи при рациональным использовании выделяемых финансовых и материальных ресурсов.

Основными средствами противодействия экономическим угрозам тылового обеспечения учебных заведений МВД России являются:

- создание надежной системы всестороннего и полного обеспечения учебного процесса финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами в соответствии с установленными нормами;

- реформирование системы организации снабжения материальными ресурсами учебных заведений МВД России с учетом возложенных на них новых задач, учитывая экономические, политические и другие факторы;

- организацию централизованного снабжения материальными ресурсами в соответствии с нормами положенности в пределах утвержденных бюджетных смет и выделенных на эти цели ассигнований;

- поддержание обеспеченности материально-техническими ресурсами в объемах, гарантирующих возможность выполнения ими служебно-боевых задач и организации эффективного учебного процесса;

- проведение комплекса мероприятий по сохранению и поддержанию имеющегося парка автомобильной и специальной техники, вооружения, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны в постоянной готовности к служебно-боевому применению;

- организацию и осуществление контроля за состоянием учета и хранения, рациональным, экономным использованием и расходом материальных и финансовых средств;

- совершенствование механизма проведения конкурсов на поставку продукции, выполнение работ (услуг) по заказам ВУЗов с целью защиты имущественных интересов, предотвращения коррупции, эффективного использования бюджетных средств;

- организацию капитального строительства объектов учебных заведений в соответствии с утвержденными бюджетными сметами и выделенными на эти цели ассигнованиями;

- строительство и приобретение жилья для семей профессорско-преподавательского состава в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- строительство и приобретение фонда служебного жилья для постоянного и переменного состава;

- совершенствование механизма подбора подрядных организаций на конкурсной основе с целью защиты имущественных интересов учреждения, предотвращения коррупции, эффективного расходования бюджетных средств при строительстве;

- организацию и осуществление мероприятий по контролю (надзору) за выполнением требований пожарной безопасности;

- обеспечение действенного производственного контроля за выполнением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

- выявление и анализ причин возникновения аварий, инцидентов и производственного травматизма при эксплуатации подконтрольного оборудования;

- своевременное и всесторонне медицинское обеспечение учебного процесса в стационарных условиях, на полевых занятиях и учениях;

- увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний постоянного и переменного состава;

- развитие складской базы подразделений материально-технического обеспечения, внедрение передовых форм охраны труда и техники безопасности, обеспечение складов и хранилищ современными противопожарными и охранными системами;

- внедрение современного подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

Кроме того, необходимо уделять первостепенное внимание вопросам, повышения профессиональной подготовки и переподготовки специалистов тыла в системе образовательных учреждений МВД России. Подготовка специалистов тыла для внутренних войск МВД России осуществляется на основании совместного приказа Минобороны и МВД России от 20.06.2003 г. № 225/394:

офицеров – в военных учебных заведениях Минобороны России;

младших специалистов продовольственной службы (поваров и пекарей) – в военных школах поваров военных округов.

До 1 июля 2013 года выполняется комплекс мероприятий по формированию в составе Пермского военного института внутренних войск МВД России факультета по подготовке специалистов тыла с высшим профессиональным образованием.


[1] Гибало Н.П., Свиридов Н.Н., Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Институты и экономические отношения: Монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. С. 216-227.

[2] Барикаев Е.Н., Яковенко Е.Г., Попов Ю.И. Тыловое обеспечение административной деятельности органов внутренних дел – М.: Щит-М, 2007. - 515 с.