Каталог статей

Конина О.В.

Факторы развития инновационно-маркетинговой мобильности высших учебных заведений России

Развитие образовательного сектора российской экономики тесно связано с ростом образовательной мобильности. Это проявляется в увеличении академической мобильности студентов, преподавателей, образовательных программ. Но современный этап трансформации рынка образовательных услуг проявляется также в росте инновационно-маркетинговой мобильности высших образовательных учреждений.

Инновационно-маркетинговая мобильность представляет собой фактор модернизации и трансформации образовательного рынка посредством распространения опыта образовательных учреждений. При этом существенное отличие инновационно-маркетинговой мобильности от академической мобильности проявляется в том, что первая несколько шире. Она представляет собой не просто обмен образовательным опытом, образовательными программами, но и обмен существующими инновациоями в подходах к обучению, а также к маркетингу образовательных продуктов. При этом интеграция инновационно-маркетинговой мобильности является компонентой успеха различных образовательных программ, взаимодействия образовательных учреждений различных уровней.  

Кроме того, распространение инноваицонно-маркетинговой мобильности способствует интеграции глобального информационного и образовательного пространств, стимулирует повышение мобильности человеческого капитала.

Существует альтернативный подход, предполагающий, что инновационно-маркетинговая мобильность является частью академической, одним из ее направлений. С таким утверждением сложно согласиться, так как круг проблем, которые помогает решить инновационно-маркетинговая мобильность, существенно шире, чем круг вопросов, относящихся к академической мобильности. Она распространяется на мобильность высшего учебного заведения в целом, на технологии, которые в нем применяются, на формирование комплекса маркетинга образовательного учреждения, в то время как академическая мобильность в большей степени ориентирована на сам учебный процесс.

Важным фактором развития инновационно-маркетинговой мобильности образовательных учреждений в современной России является развитие системы профессионального дополнительного образования. Система профессионального дополнительного образования представляет собой более гибкую структуру внутри образовательного рынка страны. Именно поэтому интеграция инноваций и последних маркетинговых технологий в ее функционирование происходит в более короткие сроки и более эффективно. Систему ПДО можно рассматривать в качестве своеобразного индикатора активности инновационно-маркетинговой мобильности.

Инновационно-маркетинговая мобильность в рамках системы профессионального дополнительного образования проявляется в том, что в образовательный процесс внедряются наиболее инновационные, прогрессивные образовательные разработки, процесс обучения строиться исходя из иных принципов и приоритетов. При этом инновационно-маркетинговая мобильность охватывает не только сам образовательный процесс, но и всю деятельность образовательного учреждения в целом.

Среди направлений инновационно-маркетинговой мобильности высших учебных заведений в рамках профессионального дополнительного образования можно выделить:

- внедрение инновационных образовательных продуктов в процесс обучения;

 - совместную разработку и создание инновационных курсов в рамках системы ПДО;

- интеграцию маркетинговых технологий в деятельность образовательных учреждений;

- выработку квалификационных требований в отношении инновационных образовательных программ;

- сотрудничество по обеспечению качества инновационного образовательного процесса;

- поддержку развития и расширения программ по приоритетным инновационным направлениям;

- повышение информированности об образовательных программах с использованием маркетинговых средств.

Таким образом, можно отметить, что на современном этапе развития рынка образовательных услуг в России фактором роста инновационно-маркетинговой мобильности выступает система профессионального дополнительного образования. Именно она является наиболее восприимчивой к инновациям в образовании и маркетинге, и именно она объективно более приспособлена для орагнизации инновационно-маркетинговой мобильности. При этом в росте инновационно-маркетинговой мобильности учебных заведений заинтересованы не только сами образовательные учреждения, но и люди, обучающиеся в рамках ПДО.

Рынок труда России все больше интегрируется в мировую систему трудовых отношений, мировые образовательные стандарты приходят в страну, что находит свое отражение в структуре спроса на наиболее инновационные образовательные программы, системы обучения, соответствующие потребностям «глобального» человека. Развитие инновационно-маркетинговой мобильности высших учебных заведений способно повысить эффективность работы образовательных учреждений, обеспечивая устойчивый спрос на услуги профессионального дополнительного образования.