Каталог статей

Колесников В. Н.

Методическое обеспечение оценки конкурентных позиций риэлтерских компаний

Современная экономическая ситуация в значительной степени обуславливает процессы усиления конкуренции на многих мировых рынках. Значительное падение спроса на многие продукты, спровоцированное мировым финансовым кризисом, повлекло за собой рост конкурентной борьбы на отдельных рынках товаров и услуг. Рынок риэлтерских услуг также в настоящий момент находится в сложном положении. С одной стороны, снижение цен на недвижимость может повлечь за собой увеличение числа сделок, проводимых с участием риэлторов. С другой стороны, общий экономический фон не располагает к росту рынка, скорее можно констатировать период стагнации, потребительского «затишья».

Актуальным является проблема поведения риэлтерских компаний на рынке в современной ситуации. Текущий кризис может оказаться переломным моментом для многих из них, поэтому принятие верных решений в настоящее время является особенно важным. При этом риэлтерские компании вынуждены функционировать в условиях усиливающейся конкуренции, когда конкурентные риски становятся ключевыми для риэлтерских агентств. В такой ситуации необходимо применение особенного подхода к оценке конкуренции в отрасли, который бы позволил не только получить информацию о состоянии рынка, но и сформулировать определенные стратегические рекомендации по построению конкурентного поведения компаний.

При этом нужно понимать, что рынок риэлтерских услуг изначально является рынком, обладающим рядом характерных особенностей. Поэтому применение существующих методик оценки универсальных конкуренции на нем несколько ограничено, так как они не учитывают ряд специфических параметров данного рынка. Это обуславливает необходимость разработки особенной методики оценки конкуренции именно на рынке риэлтерских услуг, учитывающей его специфические черты и имеющей не только теоретический, но и практический, прикладной характер.

Универсальную методику оценки конкуренции можно представить, следуя схеме, представленной на рис. 1.

Рис. 1 Область параметров, анализируемых при использовании универсальных методик оценки конкуренции

Источник: составлено автором

Поэтому более продуктивными будут являться методики специализированного анализа конкуренции на рынке. При этом специализированную методику оценки конкретного рынка можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 2.

Сложная структура конкурентных отношений на рынке риэлтерских услуг определяет характер ее анализа. Предлагается многоступенчатая методика оценки конкуренции, базирующаяся на дедуктивном подходе. Это означает, что в процессе анализа мы будем опираться на выводы, ведущие от исследования общих явлений к частным, от глобальных рыночных аспектов конкуренции до их влияния на модели поведения и стратегии отдельных компаний.

Рис. 2 Область параметров, анализируемых при использовании специализированных методик оценки конкуренции

Источник: составлено автором

В целом эта методика позволяет риэлтерским компаниям избавиться от определенного уровня неопределенности, в силу интеграции в ее состав полноценного анализа самого рынка риэлтерских услуг, а также анализа сопряженных рынков. Кроме того, ее особенная ценность проявляется в ее прикладном характере. Она изначально ориентирована на практическое применение полученных выводов, разработку рекомендаций по корректировке конкурентного поведения компаний. При этом она составлена с учетом специфики конкурентных отношений на риэлтерском рынке, иерархического характера конкуренции на этом рынке. Все это делает ее удобным и актуальным инструментом управления конкурентоспособностью риэлтерских компаний в современных условиях.