Каталог статей |
Зубакова Н.Н. Туристские ресурсы как объект теоретических исследованийВ современном обществе туризм становится одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Он обеспечивает как формирование значительной части бюджетных доходов во многих странах мира, так и формирует условия для полноценного отдыха и оздоровления различных групп населения. На территории России расположено большое число красивейших мест, которые потенциально могут стать привлекательными туристскими объектами. Однако стратегическое развитие данной отрасли невозможно без формирования системы контроля, учета и развития имеющихся в нашем распоряжении туристских ресурсов. В первую очередь, это связано с отсутствием единого перечня ресурсов, а также со сложностями в понимании того, что можно отнести к туристским ресурсам, и каковы ограничения в развитии туризма на той или иной территории.Исследование в данной области необходимо начать с анализа понятия «туристские ресурсы». Туристские ресурсы – «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил» (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г.). Анализ регионального законодательства в сфере туризма показывает, что законы регионального уровня, регулирующие данную сферу деятельности, существуют в 43 субъектах Федерации. Из них определения туристских ресурсов, отличные о трактовки, используемой на федеральном уровне, встречаются в 9 регионах. Еще в 10 регионах предлагаются определения, полностью дублирующие федеральное законодательство. Также необходимо отметить, что сами определения туристских ресурсов напрямую встречаются в 19 региональных законодательных актах. В оставшихся субъектах РФ идет отсылка на федеральный закон в соответствующей сфере. Рассмотрение определений, отличных от определения, предлагаемого на федеральном уровне, заключаются преимущественно в следующем. Главной особенностью становится формулировка потребностей, удовлетворяемых с помощью использования туристских ресурсов. Так в Новгородской области к духовным потребностям присоединяются «иные потребности туристов» [1]. В Краснодарском крае к числу духовных потребностей добавлены «информационные, интеллектуальные и иные потребности туристов». Также в законодательстве данного региона отличие содержится и определении целей использования туристских ресурсов. Помимо восстановления и развития физических сил туристов, упоминается содействие «поддержанию их жизнедеятельности» [2]. Полностью дублирует определение Краснодарского края законодательство Свердловской области [3]. В законодательстве Ставропольского края в перечне объектов туристских ресурсов отсутствует упоминание об объектах туристского показа [4].
Рис. 1 Логическая структура определения туристских ресурсов в российской практике (составлено автором). Определения, в более значительной степени отличные о федерального законодательства, встречаются в нормативных актах Ивановской области [5], Республики Северная Осетия-Алания [6], Республики Саха (Якутия) [7], Республики Тыва [8]. В целом отметим, что законодательство субъектов РФ определяет туристские ресурсы достаточно единообразно, несмотря на наличие ряда небольших отличительных особенностей в ряде регионов. Анализ приведенных данных о понимании сущности туристских ресурсов свидетельствует в целом о наличии единой точки зрения на данный вопрос. В структуре определений прослеживается определенная взаимосвязь (рис. 1). В источниках, не связанных с законодательством, также приводится ряд альтернативных определений туристских ресурсов. Однако схема построения определений соответствует описанной выше. Список использованной литературы: 1. Закон Новгородской области от 5 февраля 2008 г. № 243-ОЗ «О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области». 2. Закон Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 938-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае». 3. Закон Свердловской области от 31 декабря 1999 г. № 51-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области». 4. Закон Ставропольского края от 11 января 2000 г. № 1-кз «О туристской деятельности в Ставропольском крае». 5. Закон Ивановской области от 14 мая 1999 г. № 16-ОЗ «О туристской деятельности». 6. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 1999 г. № 5-РЗ «О туризме». 7. Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 1998 г. № 59-II «О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)». 8. Закон Республики Тыва от 7 февраля 1997 г. № 706 «О туризме». |