Каталог статей |
Гапонова С.Н. Человеческий фактор как органическая составляющая социально-экономической системыВ силу того, что человеческий фактор является органической составляющей социально-экономической системы, способен активно на нее влиять. Входя практически во все ее структуры, он вступает в самые разные отношения, что порождает необходимость определить наиболее значимые направления этого влияния. Одним из таких направлений является сознательное и целенаправленное воздействие человека на развитие социально-экономической системы. Это обусловлено тем, что человеческий фактор – единственная ее составляющая, которая обладает сознанием, которое во многом определяет выбор цели развития и средства ее достижения. Достаточно сказать, что современное построение социального государства создается на сознательно проводимых реформах и преобразованиях во многих сферах деятельности человека.Современная научная мысль приходит к выводу, что в настоящий период развития цивилизованные рыночные отношения не только не упраздняют сознательное и целенаправленное поведение экономических субъектов, но даже напротив, постоянно порождают для этого все новые основания. Экономическая наука все более глубоко проникает в закономерности социально-экономического развития. Она отслеживает исторические тенденции их изменения, что способствует пониманию социально-экономических процессов происходящих в обществе, поиску методов их регулирования и направления в нужное русло. Можно уверенно сказать, что сегодня сознательное влияние человеческого фактора на экономику через такие науки как: маркетинг, менеджмент, экономическую психологию и другие науки осуществляется постоянно и повсеместно. Для исследователей, работающих в данной области, абсолютно очевидно, что социально-экономические процессы в большинстве своем организуются и управляются сознательным и волевым порядком, несмотря на то, что наша страна уже двадцать лет развивается в условиях рынка. Следует констатировать тот факт, что децентрализация и деконцентрация экономики на федеральном уровне, ведет к повышению властных функций как на региональном, так и на локальном уровнях. Кроме того, проявляется противоречие между действием рыночных законов спроса и предложения, конкуренцией и возрастающим уровнем внутрифирменного планирования, роста значения внутреннего менеджмента и маркетинга. Способность человеческого фактора сознательно и целенаправленно влиять на развитие социально-экономической системы не означает возврата к командно-административной системе. Это означает то, что в отличие от развития социально-экономической системы в древности, в средневековье, даже в начале двадцатого века, современный этап отличается все более растущей значимостью и влиянием человеческого фактора, реализацией сознательно выбранных им целей. Факты из жизни, которые подтверждают этот тезис встречаются часто и повсеместно. Так, страны Западной Европы в октябре 2010 г. решили пересмотреть Устав стран ЕС и лишить права голоса при принятии решений тех стран, которые оказались финансово и экономически несостоятельными. К таким странам после кризиса отнесли Грецию, которая оказалась практически банкротом, а также Испанию и Португалию, имеющие большие финансовые задолженности перед другими странами партнерами. Как видим, регулирование отношений осуществляется не только на национальном уровне, но даже на уровне 27 государств. В рамках ЕС действует Европарламент, который регулирует многие экономические и социальные вопросы в рамках этого содружества. Примерно такого же содержания регулирования социально-экономических отношений наблюдаются на уровне таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Эти и многие такого же плана примеры демонстрируют то, что социально-экономические отношения выстраиваются сознательно, преследуя долгосрочные цели и получение от их реализации эффективного результата. Однако все выше сказанное не отменяет и того факта, что многие направления развития сразу и в одночасье предстают как понятные цели с известными путями их достижения. Во многих ситуациях развитие самого человеческого фактора, социально-экономической системы может выступать в виде интуитивных поисков на вероятностном пространстве. Чаще всего поиск и решение задачи со многими неизвестными решают предприниматели, когда они задумываются над тем куда вложить капитал, где лучше всего развернуть тот или иной бизнес и многое другое. Здесь решение может идти в направлении многовариантности поиска. Это значит, что многие предприниматели используют разные варианты поиска, решения и выживания. Особенно это касается малого бизнеса, который очень подвижен и мобилен. Часто может менять место дислокации, объемы и ассортимент производимой или продаваемой продукции. Приведем типичный пример. После сокращения работников на многих предприятиях в 90-е годы ХХ века некоторые из них занялись мелким бизнесом. Одни из таких лиц вначале занялись продажей косметики, стали дилерами одной косметической фирмы из Сибири. В разных местах города Воронеж, в различных магазинах на основе субаренды открыли ларьки, наняли люди в качестве продавцов. Когда торговля не приносила должного дохода, они подыскивали, по их мнению, более удачное место для торговли. В результате пришлось сменить большое число разных точек. Во время дефолта 1998 года стало невыгодно поставлять продукции из Сибири из-за высоких транспортных расходов, перешли на торговлю стиральным порошком и другими моющими средствами. Когда и этот бизнес не стал приносить должно дохода, в него добавили торговлю мотками шерстяных ниток для ручной и машинной вязки. Несколько лет данный симбиоз приносил плоды, но когда и он стал чахнуть, перешли на изготовление шерстяных изделий на машинке и ручную вязку из ранее закупленного ими товара. Приведенный пример доказывает, что сознательная деятельность человека в условиях рынка естественна и необходима. |