главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мазанько В. Л. Влияние налоговой реформы на развитие малого бизнеса в УкраинеМалый бизнес – это самостоятельная, систематическая хозяйственная деятельность малых предприятий любой формы собственности и граждан-предпринимателей (физических лиц), которая проводится на собственный риск с целью получения прибыли. Практически, это любая деятельность (производственная, коммерческая, финансовая, страховая и т.д.) указанных субъектов хозяйствования, направленная на реализацию собственного экономического интереса. [2] Малый бизнес является органическим структурным элементом рыночной экономики, способствует развитию конкуренции, становлению среднего класса. Способность малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задачу его возрождения и показывает его важную роль в рыночной экономике. [3] Актуальность темы заключается в том, что в последнее время интерес к проблеме налогообложения сектора малого бизнеса в нашей стране возрос в связи с принятием нового Налогового кодекса. Целью статьи является исследование тех его положений, которые прямо повлияли на деятельность субъектов малого предпринимательства, и анализ последствий этих нововведений. С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон «О государственном бюджете Украины» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Если первая группа изменений связана с проблемами исключительно теоретического характера, то изменения второго закона непосредственно влияют на практическую деятельность хозяйствующих субъектов и маловероятно обеспечат бизнесу «улучшение жизни уже сегодня» [4]. Согласно новой редакции Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (пп. 4 п. 8 раздела XV "Заключительные положения"), физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), на период действия законодательных актов по вопросам особого способа налогообложения самостоятельно устанавливают сумму страхового взноса для себя и членов своих семей, которые принимают участие в осуществлении предпринимательской деятельности и не находятся с ними в трудовых отношениях. При этом сумма страхового взноса с учетом части фиксированного или единого налога, которая перечислена в Пенсионный фонд Украины, должна составлять не менее минимального размера страхового взноса за каждое лицо и не больше размера страхового взноса, рассчитанного, исходя из максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, налогооблагаемого дохода (прибыли), общего налогооблагаемого дохода, с которого уплачиваются страховые взносы. Иными словами, по состоянию на 1 апреля 2011 г. величина страхового взноса в ПФ должна быть не менее 333,12 грн., но не более 4996,8 грн. Изменения в порядке налогообложения владельцев рынков спровоцировали рост арендной платы за торговое место, что, после отмены рыночного сбора, привело к увеличению расходов ЧП, торгующего на рынке (Табл. 1). Кроме того, возросли ставки платежей за коммунальные услуги (электроэнергию, воду и т.д.). [1]
Таблица 1 Динамика ставок по аренде торговой площади на рынках и торговых центрах в некоторых городах Украины
Источник: составлено автором на основании материалов периодических зданий СМИ По данным Государственной инспекции по контролю за ценами в Одесской области, на рынке «Привоз» стоимость аренды 1 кв. метра торговой площади составляет 17 грн. 70 коп. в день, или 531 грн. за 1 кв. м в месяц, тогда как фактически арендаторы магазинов, павильонов, лотков платят администрации рынка от 1 до 3 тыс. грн. за 1 кв. метр ежемесячно. При расчете официальной ставки (17,70 грн./м2) применяется понижающий коэффициент учитывая неполную заполняемость территории. Однако, реальная цена формируется с учетом стоимости субаренды как части теневой схемы ухода от налогов. В настоящее время теневая субаренда и связанные с ней «поборы» - дополнительные расходы предпринимателей - является недостатком многих рынков в Украине. Эта проблема обострилась после отмены Постановления о рыночном сборе в связи с принятием Налогового Кодекса.
Источник: составлено автором по данным Украинской Торговой Гильдии Налоговый Кодекс в новой редакции запрещает предприятиям, находящимся на общей системе налоообложения, относить затраты на услуги ЧП-плательщиков единого налога на валовые расходы, что делает экономические взаимоотношения плательщиков налога на общих основаниях, плательщиков НДС и плательщиков единого налога экономически нецелесообразными. С 1 января 2011 г. средний месячный платеж СПД возрос с 200 до 410 грн. Отменены льготные условия для некоторых категорий налогоплательщиков. Так, СПД-инвалиды и СПД-пенсионеры обязаны ежемесячно платить 410 грн. Таким образом, согласно узаконенным пожеланиям Кабмина, для большинства физических лиц – предпринимателей величина налоговых сборов увеличилась в два раза. Если раньше в среднем по Украине СПД платил ежемесячно около 200 грн. (с учетом 84 грн. в Пенсионный фонд), то теперь суммарно вынужден отдавать государству более 400 грн. Со временем эта сумма будет возрастать, поскольку сумма отчислений в ПФ рассчитывается на основе минимальной зарплаты, которая до конца года повысится еще дважды и достигнет 1004 грн. Кабмин отменил сбор в Пенсионный фонд с обмена валют. Это выгодно крупному капиталу. Повышены пенсионные сборы для плательщиков единого и фиксированного налогов. На основе изучения законодательных актов Украины, отредактированных в связи с принятием Налогового кодекса, нами были выделены основные последствия налоговой реформы для малого бизнеса. По мнению автора, их можно классифицировать по характеру влияния на: 1) прямые и косвенные; 2) положительные и отрицательные (Табл. 2). Таблица 2. Классификация последствий налоговой реформы для малого бизнеса в Украине
Источник: составлено автором *ЕФН – единый и фиксированный налог Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что некоторые положения нового Налогового кодекса, касающиеся налогообложения малых предприятий, негативно повлияли на состояние малого бизнеса в Украине, создав существенные препятствия для его развития.
Список литературы 1. Податковий кодекс України від 20 вересня 2011 N 3741-VI [Электрон. текст. данные]. – [21.09.11] . – Режим доступа: < [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||