Каталог статей | |||||||||||||||||||||
Бижанова Б.М. Основные направления социальной политики КазахстанаСоциальная защита населения является неотъемлемой функцией любого ориентированного государства. Система социальной защиты поддерживает социальную стабильность в обществе, способствует сохранению его устойчивости в периоды ускоренного развития или трансформации от одной системы к другой. Главной задачей, за которую несет ответственность государство, является защита минимальных доходов.Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в декабре 2011г. составили 47994 тенге. Темп роста по сравнению с декабрем 2010г. Насчитывал 116,4% по номинальным и 108,7% по реальным денежным доходам.[3] В Республике Казахстан в системе социальной защиты можно выделить меры по государственному социальному страхованию и адресной социальной поддержки (АСП) социально-уязвимых слоев населения. По данным региональных органов координации занятости населения и социальных программ на 1 февраля 2012 года государственная адресная социальная помощь (АСП) назначена 39,7 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Доля детей в числе назначении АСП составляет более 62%, самостоятельно занятых граждан – 10,3%, безработных – 7,8% и лиц в трудоспособном возрасте – 0,2%. В целом по республике среднемесячный размер АСП на одного получателя составляет 3024,9 тенге. Из общего объема средств, направленных для оказания названной государственной помощи 60,4% назначены и выплачены жителям из городской местности [2] По данным региональных органов координации занятости населения и социальных программ на 1 февраля 2012 года государственная адресная социальная помощь (АСП) назначена 39,7 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Доля детей в числе назначении АСП составляет более 62%, самостоятельно занятых граждан – 10,3%, безработных – 7,8% и лиц в трудоспособном возрасте – 0,2%. В целом по республике среднемесячный размер АСП на одного получателя составляет 3024,9 тенге. Из общего объема средств, направленных для оказания названной государственной помощи 60,4% назначены и выплачены жителям из городской местности[2] По данным региональных органов координации занятости населения и социальных программ на 1 февраля 2012 года государственная адресная социальная помощь (АСП) назначена 39,7 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Доля детей в числе назначении АСП составляет более 62%, самостоятельно занятых граждан – 10,3%, безработных – 7,8% и лиц в трудоспособном возрасте – 0,2%. В целом, по республике среднемесячный размер АСП на одного получателя составляет 3024,9 тенге. Из общего объема средств, направленных для оказания названной государственной помощи 60,4% назначены и выплачены жителям из городской местности.
Жилищное пособие назначается семьям, в которых доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (в пределах нормативов) составляет 30% и более от совокупного дохода семьи. При этом лицам, имеющим льготы по оплате жилья и коммунальных услуг и одновременно имеющим право получать жилищные пособия, предоставляется возможность выбора одной из форм помощи. Перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при сохранении государственных дотаций в размере социальных норм на жилье и коммунальные услуги для отдельных низко доходных групп населения способствовал появлению жилищного пособия. Пенсионное обеспечение занимает особое место в государственной системе социальной защиты населения. Казахстан первым на постсоветском пространстве успешно внедрил накопительную систему. Число вкладчиков насчитывает 8 миллионов человек. Объём накоплений превышает 17 миллиардов долларов. В то же время на данном этапе вкладчики не имеют возможности влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов. Поэтому и относятся к пенсионным отчислениям как к оброку. А руководство отдельных пенсионных фондов распоряжается ими как своими собственными и обслуживает интересы акционеров, нередко покрывая их расходы. В связи с этим необходимо выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы.[1] Другим важным направлением повышения уровня человеческого потенциала являются повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, продвижение здорового образа жизни. В настоящее время в Казахстане реализуется Госпрограмма «Саламатты Қазақстан - 2015». Качественно развивается система здравоохранения. Достигнута хорошая динамика показателей здоровья народа. Увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. В 1,7 раза снижен показатель смертности от болезней системы кровообращения. В Казахстане созданы передовые лечебно-диагностические комплексы, десятки центров по основным направлениям медицины, в т.ч. новейшим, развивается транспортная медицина. У нас используются медицинские поезда, автотранспорт, медицинская авиация. На первый план выходит вопрос снижения заболеваемости и смертности от онкологии. [1] Приоритетами социальной политики являются наиболее важные, значимые, насущные проблемы, т.е. содержательная структура. Ситуация на рынке труда в Казахстане характеризуется следующими данными: численность безработных по данным единовременного обследования занятости населения в 4 квартале 2011 года составила 38,9 тыс. человек. Уровень безработицы достиг 5,2% к численности экономически активного населения. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на 1 февраля 2012г. составила 5,2 тыс. человек или 0,7% от численности экономически активного населения [3] В Казахстане в 2012г. утверждена принципиально новая Программа обеспечения занятости. В ней поставлены три важные задачи: · во-первых, создание эффективной системы обучения содействия в трудоустройстве; · во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе; · в-третьих, повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана. В 2011г. Программа испытана в пилотном режиме с участием почти 60-ти тысяч человек. Вся подготовительная работа, работа по законодательной базе завершена. Речь также идет об обеспечении микрокредитами тех, кто работает на селе. Тех, кто желает работать в городе, за счет государства надо обучать и трудоустраивать. К концу программы, к 2020г. мы должны таким образом трудоустроить на качественную работу 1,5 миллиона человек[1]. В 2011г. в Казахстане введено в эксплуатацию 288 проектов на сумму более 970-ти миллиардов тенге. В результате создано более 30 тысяч постоянных качественных рабочих мест. Социальная значимость проектов в рамках индустриально - инновационного развития абсолютна. Эта программа остаётся главным ориентиром модернизации экономики.[1]
Литература: 1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана 2. Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан [сылка более недоступна} 3. www.akimvko.gov.kz | |||||||||||||||||||||