< < Технология экспертного отбора членов конкурсных комиссий по госзаказу
Каталог статей

Гладилина И.П.,Королева Г.М.

Технология экспертного отбора членов конкурсных комиссий по госзаказу

Таким образом, деятельность экспертной группы необходимо рассматривать как комплекс мероприятий, который постоянно развивается и состоит из взаимосвязанных элементов.

Измерительным инструментом в деятельности экспертной группы являются экспертные методы, которые позволяют не только получать необходимую информацию, но и измерять. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Метод экспертных оценок является механизмом, позволяющим осуществлять экспертизу и представляет собой комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализа и обобщения с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.

Метод экспертных оценок ученые в разных областях научного знания соединяют с экспертизой, но уточняют, что экспертная оценка – это суждение (качественное и количественное), которое появляется после обработки результатов экспертизы. При помощи метода экспертных оценок проводится анализ сложных процессов и явлений, которые не всегда можно измерить количественно. Именно поэтому данный метод был в ходе исследования признан как один из самых эффективных. К методу экспертных оценок обращаются в ходе реализации контрольной функции управления. Самой эффективной показала себя экспертиза, во время проведения которой используется не один метод, а комплекс методов.

Разработка модели экспертной оценки потребовала выявления и обоснования методов экспертизы, которые можно успешно использовать в процессе отбора членов конкурсных комиссий по закупкам. В результате анализа научной и методологической литературы нами были выявлены экспертные методы, предлагаемые учеными для осуществления качественной - экспертизы. Мы обобщили и представили их в таблице «Методы экспертной оценки» (Табл.2). Как свидетельствует сравнительный анализ к наиболее распространенным методам можно отнести:

· анкетирование;

· интервьюирование;

· рейтинговое оценивание;

· количественный и качественный анализ;

· самооценка;

· групповые экспертные оценки;

В исследованиях начала XXI века все чаще встречаются:

· тестирование; мониторинг; квалиметрия.

Но методические рекомендации по комплексному использованию методов экспертного оценивания разработаны мало, а по исследуемой проблеме не были найдены. Опросы позволили сделать вывод, что в основном комплекс методов экспертного оценивания используется эпизодически, в зависимости от того, насколько владеет методами организатор данной работы.

Теоретическое исследование проблемы показало, что работа по экспертному отбору членов конкурсных комиссий не имеет постоянного, научно-обоснованного, объективного, стимулирующего и комплексного характера.

Анализ существующих методик экспертизы оценивания с теоретических и практических позиций свидетельствует, что решение вышеописанной проблемы требует интегративного подхода. В его основу были положены и традиционные, и новые методы оценивания – определения рейтинга претендентов на работу в конкурсных комиссиях; разные научные подходы: системно-структурный, системно-деятельностный, системно-содержательный.

Разработка, внедрение и обеспечение функционирования модели экспертного оценивания требует создания оптимальных организационных и методических условий, которые были обобщены и представлены на рис.

В соответствии с положениями теории и методики моделирования управленческой деятельности экспертиза начинается с определения цели, которая органично взаимосвязана с интересами и потребностями организации деятельности конкурсных комиссий. Целью проведения экспертного оценивания в процессе отбора членов конкурсных комиссий является совершенствование системы принятия управленческих решений и контроля за качеством работы конкурсных комиссий и получения объективной информации.

Цель определяет технологичный компонент модели:

Целесообразную методику экспертной оценки;

Виды экспертной оценки: внешняя, внутренняя, самоэкспертиза;

Экспертные методы.

Технология осуществления экспертного отбора членов конкурсных комиссий представлена в таблице:

Этапы

Содержание и формы проведения экспертного отбора

I.

Определение цели проведения экспертизы. Разработка конкретных задач по проведению экспертного отбора членов конкурсных комиссий.

II.

Формирование экспертных групп. Утверждение приказом руководителя Департамента персонального состава экспертных групп.

III.

Организация экспертной оценки: определение терминов; места проведения экспертизы. Разработка и утверждение пакета документов: анкеты, тесты, рекомендации, методы контроля и др.

IV.

Согласование функциональных обязанностей экспертов, распределение дел по принципу равнозначности т добровольности.

Сбор информации.

V.

Контроль за ходом экспертизы в системе экспертной оценки.

VI.

Учет количественных и качественных показателей, полученных в ходе экспертизы. Сравнение, обобщение для дальнейшей систематизации материалов экспертизы с целью определения рейтинга участников экспертного отбора членов конкурсных комиссий.

VII.

Осуществление аналитической работы членами экспертной группы. Формирование окончательных выводов и определение рейтинга претендентов.

Оформление протоколов.

Соблюдение всех этапов технологии экспертного отбора членов конкурсных комиссий предупреждает дублирование, параллелизм в работе; представляет возможность корректировки действий; предупреждает столкновение мероприятий, их накладки; дает возможность проследить интенсивность работы экспертной группы.

Анализ научной литературы и изучение опыта работы позволяют определить критерии экспертной оценки и их показатели. В каждом конкретном случае определяют необходимый комплекс критериев. В общем смысле, критерий  - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Каждый объект экспертизы может иметь один или несколько критериев, по которым составляется суждение о развитии этого объекта, а каждый критерий может быть охарактеризован определенным набором показателей. К примеру, мерилом экспертного отбора члена конкурсной комиссии является его квалификация – это критерий. Показателями в данном случае могут быть диплом об образовании, рекомендации, резюме, записи в трудовой книжке и др.

В экспертном оценивании к выбираемым критериям должно быть предъявлено важное требование: выбранный критерий должен позволять производить измерение. При этом, нужно понимать, что существует ряд критериев, которые не измеряются с помощью объективных методик. Выбирая их в качестве измерителей, необходимо учитывать, что любой качественный критерий значительно усложняет обработку результатов. Быстрее можно получить результат по критериям, измеряемым количественными методами.