Каталог статей |
миссюль е.э. Модернизация организационно-экономического механизма функционирования телекоммуникационной сферы РКТелекоммуникации - ключевой фактор развития экономических взаимоотношений, как между отдельными предприятиями, так и между странами. Начавшийся процесс трансформации экономики Казахстана, а также общемировые тенденции глобализации, остро ставят вопрос о разработке единой концепции развития телекоммуникаций на региональном и мировом уровнях.На сегодняшний день на рынке телекоммуникаций Республики Казахстан наблюдаются глубокие диспропорции. Основным оператором и практически монополистом остается АО «Казахтелеком», владеющий 81% традиционной инфраструктуры, тогда, как на операторов частного сектора, (около 200 по Казахстану), приходится остальная часть, т.е. имеет место низкий уровень конкуренции в отрасли. В то же время наибольшей долей доходов владеют именно новые операторы, имеющие в совокупности более 56% доходов отрасли. Данное обстоятельство связано с тем, что частные операторы связи специализируются в основном на предоставлении услуг сотовой связи, цены на которые чрезвычайно завышены. Одновременно тысячи населенных пунктов в Республике Казахстан, особенно в сельской местности, не телефонизированы в должном объеме, что свидетельствует о низкой эффективности работы основного оператора местных сетей. В этой ситуации АО «Казахтелеком» выгоднее поддерживать искусственно повышенный спрос, чем принимать конструктивные решения в области тарифной политики. Опыт развития телекоммуникаций во всем мире показывает, что в результате научно-технического прогресса и значительного увеличения спроса на услуги связи, эта отрасль перестал быть естественной монополией. Тем не менее, в Республике Казахстан до настоящего времени монополистом на рынке местной и международной связи по прежнему остается АО «Казахтелеком». Сектором относительно свободной конкуренции, ограниченным высокими барьерами вхождения в отрасль, является мобильная связь, а также передача данных через Интернет и другие телематические услуги. Незаслуженно забытыми являются услуги пейджинговой связи в Республике Казахстан. Именно этот вид телекоммуникаций во всем мире является наиболее динамично развивающимся, поскольку предоставляет относительно дешевые виды связи и одновременно не требует столь высоких капиталовложений, как в сотовой связи. Достаточно заметить, что наблюдается тенденция постепенного снижения стоимости сотовой связи. Так, если в начале 90-х годов ХХ века для обладания ею абоненту необходимо было заплатить 2-3 тыс. долл., то на сегодняшний день достаточно порядка 100 долл.. Однако и эти цены слишком завышены, поскольку даже при цене в 67,5 млн долл. за лицензию на предоставление услуг сотовой связи, такие крупные компании, как K-Mobile и К-Cell не задумываясь высказывают готовность платить, что свидетельствует о высокой ликвидности отрасли, а также большом спросе населения на данный вид услуг. О стремлении частных операторов сделать сотовую связь более доступной для широких слоев населения республики свидетельствует тот факт, что в уже сейчас в г.Алматы частными операторами активно внедряется оплата по частям, причем включена не только стоимость сотового телефона, но и необходимое количество единиц для разговора. Однако, по мнению специалистов, сумма в 67,5 млн долл. слишком завышена (для сравнения, дефицит бюджета РК в 1998г. был значительно ниже данной суммы). Тот же стандарт GSM стоит в Кыркызстане 2 млн долл., а в Грузии - 40 тыс.долл. Таким образом возникает острая необходимость развития активной конкуренции в отрасли. В связи с этим, более детально остановимся на характеристике конкурирующих сил в отрасли связи Республике Казахстан с позиций долгосрочной модернизации. Исходя из основных условий вступления Казахстана в ВТО, необходимо не расширять численность участников рынка телекоммуникаций за счет дробления имеющегося основного оператора связи, а полностью его демонополизировать, определив лишь основные этапы технической и правовой готовности. К техническим предпосылкам относятся введение на всей территории Республике Казахстан системы повременного учета и соответствующий пересмотр тарифов. Для правовой готовности уже сейчас предприняты определенные шаги. Однако многое еще необходимо доработать в плане юридического обеспечения деятельности частных операторов связи. В том же законе «О связи» отсутствует четкое определение частного оператора, а также не оговариваются права и обязанности последнего, в особенности требует пристального внимания вопрос взаимодействия между национальным оператором и частными операторами в плане демонополизации отрасли. Представляется возможным внести существенные коррективы в законодательство о телекоммуникациях, основываясь на вышеприведенных предложениях. Необходимо четко разграничивать понятие частного оператора и его права. В качестве альтернативы предлагаем следующую формулировку, по возможности охватывающую все аспекты поставленного вопроса. Частный оператор связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление качественных услуг связи, основываясь на принципах конкуренции и невмешательства национального оператора, а также недопустимости установления контроля над оперативно-финансовой деятельностью. Необходимо также отметить, что чем больше частных операторов, тем выше доходы Казахтелекома, поскольку именно этот оператор связи имеет право на открытие подписки на услуги сотовой связи. Специфика Казахстана - низкая концентрация населения, неоднородный ландшафт в местах концентрации жителей предопределяют то, что относительные затраты на одного потенциального абонента при создании сети сотовой связи гораздо выше, чем в равнинной Европе. Следует также взять в расчет, что телекоммуникации относятся к наиболее быстро развивающимся сферам, и срок морального устаревания оборудования короткий. В этих условиях операторы должны рассчитывать такой уровень рентабельности, позволяющий в короткие сроки мобилизовать средства от вложенных инвестиций в целях постоянного обновления оборудования, динамичного внедрения дополнительных услуг и применения новых технологий. Однако ни один оператор GSM в Казахстане пока еще не окупил тех средств, которые были инвестированы в приобретение лицензии и построение сети. Поэтому необходимо не только расширять количество частных операторов, но и большее внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Данное обстоятельство обусловлено еще и тем фактом, что следуя логике экономической эффективности каждый оператор, внедряясь на рынок связи Республике Казахстан, прежде всего, начинает строить свою сеть в густонаселенных районах, в которых уже укрепились существующие операторы, в то время, как малозаселенные сельские районы, как правило, остаются не телефонизированными. Во всем мире усиливаются тенденции к консолидации. Компании разных стран создают альянсы и предоставляют друг другу существенные скидки по роуминговым услугам, тем самым, снижая стоимость для своих абонентов внутри таких групп населения. На данный момент на уровне Правительства принята Программа развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006-2008 годы, основными положениями которой являются следующие: за государством остается контрольный пакет акций АО «Казахтелеком» как стратегического ориентира безопасности экономик страны, права и обязанности по выдаче лицензий и распределение радиочастот передается Регулятору с целью либерализации рынка телекоммуникаций и развития конкуренции в отрасли связи. Также одно из важных направлений – выработка технологической политики, а также решение проблем учета национальных интересов при развитии телекоммуникационного рынка Республике Казахстан. В первом разделе данной работы уже отмечалось, что уже сейчас существуют определенные затруднения в данной сфере. В частности, в Республике Казахстан отсутствует национальный производитель технологического оборудования для обеспечения потребностей операторов связи. Соответственно они вынуждены закупать необходимое оборудование у иностранных производителей, что вызывает негативные последствия, такие как значительный отток капитала из республики вследствие высоких цен на оборудование, несовместимость применяемого оборудования по технологическим параметрам, невозможность его использования в результате несоответствия установленным стандартам. Эта проблема может быть решена разработкой единой государственной технологической политики в области связи, включающей установление норм, обеспечивающих целостное функционирование сети связи, надлежащее качество оказываемых услуг и их доступность для всех потребителей, независимо от их местонахождения и имущественного положения. Основной задачей технологической политики в настоящее время является модернизация существующих систем и сетей связи общего пользования. На сегодняшний день только 30% оборудования, используемого в телекоммуникационном секторе Республике Казахстан, соответствует мировому уровню. В ближайшие годы необходимо модернизировать около 60% существующих сетей связи с целью обеспечения эффективного функционирования рынка телекоммуникаций. Одновременно с этим процессом необходимо осуществить комплекс мер, направленных на развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры (что в первую очередь предполагает внедрение новых видов услуг). Развитие технологий в области телекоммуникаций в развитых странах мира привело к возникновению более 100 новых видов услуг, без внедрения которых невозможно представить телекоммуникации будущего. Ежегодно появляется более 100 новых видов оборудования, соответственно требующих с высокой точностью прогнозировать его эффективность для использования в сетях связи Республики Казахстан. Технологическая политика призвана также решать вопросы стандартизации и введения добровольной сертификации услуг. Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить целостность и повышение надежности сети связи общего пользования, а также создаст условия для внедрения новых технологий. Следствием этого будет предоставление новых видов услуг, улучшение их качества, эффективная защита прав потребителей при условии учета национальных интересов и обеспечения равенства всех участников телекоммуникационного рынка. Учет национальных интересов в развитии информационно- телекоммуникационной структуры - проблема комплексная и многоуровневая, решение которой возможно на основе законодательных, административно - организационных и технических мер. В частности, одним из основных приоритетов концепции «Казахстан - 2030» является обеспечение национальной безопасности. Причем подразумевается не только военно-политическая мощь государства, но и безопасность в экономическом, социально-политическом, экологическом и информационном плане с целью укрепления суверенитета и территориальной целостности Казахстана. Исходя из современного состояния мировой экономики, источниками угрозы информационной безопасности для Республики Казахстан являются страны, территориально граничащие с республикой. Причем наибольшую угрозу представляют Турция, Китай, Южная Корея, о чем свидетельствует тот факт, что именно представители этих государств уже пытались взять под свой контроль национального оператора страны. В случае дальнейшего внедрения на казахстанский рынок вышеуказанных партнеров возможно ущемление интересов Казахстана в мировом информационном пространстве, вытеснение его с внешнего и внутреннего информационных рынков, а также обострение международной конкуренции за обладание информационными потоками региона. Развитие событий в данном направлении негативно отразиться на экономической стабильности Республики на макроуровне. В связи с этим необходимо установление правовой системы регулирования телекоммуникационной отрасли, обеспечивающей устойчивость и безопасность функционирования сети связи общего пользования. Интересы развития национального рынка телекоммуникаций требуют также рассмотрения вопроса об ограничении прямого доступа иностранных компаний на казахстанский рынок услуг связи, а также их прямого и косвенного преобладающего участия в уставных капиталах организаций связи Республики Казахстан. Динамичное развитие телекоммуникационной отрасли невозможно без эффективного функционирования и либерализации организаций, составляющих основу национальной казахстанской телекоммуникационной инфраструктуры. На сегодняшний день в отрасли сложилась следующая ситуация: естественная монополия Казахтелекома, отмененное эксклюзивное право национального оператора на услуги международной и междугородней связи, внутреннее перекрестное финансирование убыточных услуг связи, что, с одной стороны, позволяет сохранить низкие тарифы на местную связь, с другой – ограничивает развитие конкуренции. В качестве альтернативного варианта развития телекоммуникационной сферы республики предлагаем внедрение в практику управления национальным оператором связи франчайзинговых отношений, которые позволят модернизировать отрасль телекоммуникаций, создадут предпосылки развития конкуренции, а также значительно повлияют на уровень тарифов. |