Каталог статей

Рахимова Г.А.

Теоретические аспекты финансирования санаторно-курортных учреждений: отечественный и зарубежный опыт

За период реформирования казахстанской экономики кардинальным образом изменились характер и источники финансирования, конкретные формы и методы привлечения инвестиций, технологии работы с ними. Опыт показал, что в условиях рыночной экономики могут выжить только те санаторно-курортные учреждения, которые обеспечивают высокий уровень лечения. Доходность же санаторно-курортных услуг зависит от культуры обслуживания [1-4].

Новые социально-экономические условия дают санаторию большую экономическую и организационную свободу, но и ставят его в более жесткие условия существования. Эти условия характеризуются, тем, что: а) прекращаются различного рода дотации, субсидии и субвенции, санаторно- курортное учреждение переходит на самофинансирование и самоокупаемость; б) в практику вводится только свободная реализация путевок.

Конкуренция между санаториями за выживаемость заставляет постоянно искать новые методы привлечения желающих в них отдыхать, укреплять здоровье, их лечения, повышения эффективности и качества реабилитационного процесса, новые источники финансирования. В связи с этим интересен опыт реформирования курортного дела в соседних странах, включая Россию. Например, на Кавказе уже имеется около 30 муниципальных здравниц. Их число будет расти, так как местные органы власти все активнее предъявляют свои права на собственность предприятий санаторно-курортной сферы.

Результаты исследований показывают, что на Западе санаторно-курортные учреждения занимаются только лечением и оздоровлением, а культурно-развлекательные и спортивные мероприятия проводятся в соответствующих хозрасчетных отелях, клубах и центрах.

Исследователи считают, что в будущем большая часть санаториев по опыту развитых стран, может быть, будет преобразовано в отели, гостиницы, пансионаты и т.д. Тогда появится возможность параллельно создавать диагностические центры и спортклубы. Такое разделение позволит значительно снизить стоимость путевки и сделать, таким образом, санатории более доступными для всех слоев населения.

В решении проблем финансирования санаторно-курортной отрасли может быть полезным предложение Козырева В.М. о создании механизма фискального характера, который привязывался бы к существующей налоговой системе и обеспечивал бы целевое финансирование отрасли [5].

Следует учитывать, очевидно, и утверждение Кортунова А.П. о том, что решение данной проблемы в рамках централизованного аккумулирования средств практически невозможно из-за неконтролируемости распределения накопленных финансов хозяйствующими субъектами, осуществляющими рентные взносы [6].

На примере одного санатория, подобного СКУ, А.Т. Быков доказывает, государственное предприятие-санаторий конкурентоспособно на рынке сбыта санаторно-курортных услуг. Имеет не только государственный заказ на путевки – 70 % (с гарантией их распространения вышестоящей организацией), но и возможность самостоятельной реализации путевок – 30% на их региональных аукционах и ярмарках. Причем частичная государственная дотация и вложение внебюджетных средств дают возможность снижать стоимость путевок, реализуемых санаторием самостоятельно.  Автор подчеркивает, что организационно-правовая форма государственного предприятия не является препятствием для привлечения сторонних инвестиций.

Для развития человеческого капитала необходимо использовать самые разнообразные способы финансирования. Средства частного сектора являются одним из эффективных, ориентированных на потребителя вариантов финансирования для развития различных учреждений социальной сферы. Отчисления частного сектора в виде налогов и других обязательных платежей в бюджет позволяют финансировать социальные программы.

Помощь предпринимательских структур также достигается посредством оказания благотворительной помощи санаторно-курортным предприятиям. Практикуется обеспечение заказов на выполнение ремонтных работ с приобретением в последующем путевок по льготной цене.

Одним из внутренних источников могут служить личные сбережения граждан, аккумулируемые коммерческими банками в качестве депозитов для дальнейших затрат на туризм и отдых.

Хотя по действующему законодательству санаторно-курортные учреждения – СКУ являются лечебно-профилактическими, невозможно отрицать и тот факт, что эти учреждения являются частью индустрии туризма.

По своей экономической природе большинство СКУ являются многопрофильными, реализующими наряду с медицинскими, услуги по размещению, питанию, транспортным, туристским, экскурсионным, спортивно-оздоровительными направлениям. А это, в свою очередь, предполагает взаимодействие со смежными предприятиями, в том числе туристическими.

Чтобы создать такую мощную инфраструктуру туризма как, например, в Турции, необходимо вкладывать деньги. Государственная поддержка может проявляться в разных формах, начиная от мероприятий по формированию положительного туристического имиджа страны до предоставления льготных кредитов. Например, Греция и Португалия используют льготные займы. В Австрии они же составляют половину всех инвестиций и выдаются под 5 %  годовых на 20 лет. Италия, Франция и Великобритания большое внимание уделяют субсидиям.

Серьезные ожидания в нашей стране связаны с созданием туристического кластера [7]. Связав на основе кластера все объекты туристической индустрии и СКУ в единую систему, можно добиться повышения конкурентоспособности и качества обслуживания туристов.

Средства, поступающие в государственный бюджет от развития туризма, как правило, направляются на поддержание других отраслей экономики. Было бы целесообразнее направлять эти средства именно на развитие санаторно-курортного лечения с учетом того, что 20-30 % стоимости путевки оплачивалось бы с заработной платы работников, а оставшаяся часть – с фонда профсоюзов.

Литература:

1 Дюсембекова Ж.М. Управление качеством СКУ на принципах маркетинга/Дисс. на соиск.уч. степени к.э.н. – Алматы, 2001

2 Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Уч.пособие. – М.: Издат-во «Дело и сервис».- 1999.

3 Ветитнев А. Некоторые особенности маркетинга СКУ // Маркетинг. – 1997. - №6.

4 Варкан Н.А., Ядгаров Я.С. Качество услуг и культура обслуживания населения.-М.: Легкая и пищевая промышленность.- 1984.-80 с.

5 Козырев В.И. Туристская рента: методические рекомендации. – М.: Финансы и статистика.- 1998.-80 с.

6 Кортунов А. Организационно-экономические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса. – Санкт-Петербург, 2001.

7 Ким А.Т. Рекреационная оценка территории и развитие туристическо- рекреационного хозяйства в Казахстане: Учебное пособие для ВУЗов. Алматы: Рауан.- 1997.