главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Гутченко А. В

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Правовое регулирование процедур банкротства и необходимость их усовершенствования

Для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, необходимо эффективное законодательство о банкротстве. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для содействия реструктуризации неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Таким образом, регулирование банкротства является важной составляющей в переходном периоде и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны .

Цель данной работы состоит в анализе правового регулирования процедур банкротства в Украине.

Важным документом, регулирующим основные позиции относительно процедуры признания предприятия банкротом, является Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV. Однако кодекс содержит лишь общие подходы, которые применяются к должнику-банкроту. Более подробные нормы и правила поведения субъектов хозяйственных отношений, находящихся в процессе финансовой санации и к которым применена процедура банкротства, содержит специальное законодательство Украины.

В качестве основного законодательного акта финансовой санации выступает Закон «О восстановлении платежеспособности предприятия или признании его банкротом» от 14.05.1992 № 2343-XII, который стал новой редакцией Закона "О банкротстве". Примечательно, что за короткий срок экономических трансформаций это уже вторая редакция Закона, которая претерпела существенные изменения, и непрерывно обновляется сегодня.

Этот факт подтверждает еще раз сложность и неоднозначность социально-экономического явления банкротства в хозяйственном комплексе, настраивает специалистов на тщательное и взвешенное использование предоставленных полномочий в управлении финансовой санацией предприятия.

Государственная статистика свидетельствует, что со времени вступления в силу Закона Украины «О банкротстве» через процедуру банкротства прошло более 80 тысяч предприятий. Принимая этот закон, законодатель не имел, а ни теоретического, ни практического опыта в регулировании отношений несостоятельности, поэтому, упомянутый закон вызвал множество проблем, что повлекло внесение изменений в законодательство о банкротстве в будущем.

Также, особенности производства по делам о банкротстве банков регулируются ЗУ «О банках и банковской деятельности», а порядок продажи имущества банкрота регулируется также с учетом требований законов Украины «О приватизации государственного имущества» и «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)».

Особенность института банкротства предприятий заключается в том, что в нем переплетаются материальные и процессуальные нормы. Это приводит к тому, что нельзя реально отделить одну норму от другой. То есть, здесь имеет место "сплав" норм материального и процессуального права.
Следовательно, Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» является основным нормативным актом, регулирующим отношения в данной сфере.

Безусловно, правовой механизм, регулирующий вопросы банкротства требует совершенствования, ведь на сегодняшний день законодательство Украины о банкротстве является устаревшим и не отвечает реалиям повседневности. Здесь, нужен кардинально новый закон о банкротстве с новыми условиями, который облегчит инвестиционный климат страны.

При нынешних условиях процедура банкротства не выдерживает баланс между интересами кредитора и должника, ведь в основном закон не выполняет свою главную роль - финансовое оздоровление предприятия. То есть, основная проблема в контексте процедуры банкротства заключается в слишком низкой экономической эффективности такой процедуры для кредитора. Большая продолжительность процедуры и существующая практика по выводу ликвидных активов на другие близкие к должнику компании фактически лишают кредитора возможности вернуть свои средства в полном объеме.

Стоит отметить, что действующее законодательство не защищает интересы и иностранных кредиторов в отношении украинской компании-должника. Установлен 30-дневный предельный срок обращения с требованиями к должнику после осуществления публикации о возбуждении дела о банкротстве в отечественных средствах массовой информации, нередко лишает иностранного кредитора возможности вовремя предъявить свои требования, ведь он остается несведущих об открытии такой процедуры.

Указанные недостатки процедуры банкротства позволяют недобросовестным должникам эффективно уклоняться от удовлетворения требований кредиторов и использовать правовой механизм для своей пользы.

С целью улучшения сложившейся ситуации с институтом банкротства, необходимо принять новый закон о банкротстве, который бы устранил те недостатки, которые сейчас существуют.

В частности, прежде всего, стоит сократить сроки рассмотрения дела о банкротстве. Это касается уменьшения срока для проведения внешнего управления, санации и ликвидации. Стоит отказаться и от установленного 30-дневного предельного срока для предъявления кредиторами своих требований после осуществления публикации о возбуждении дела о банкротстве. Это станет профилактикой для предупреждения спланированных банкротств.

Литература:

1. Поляков Б. Правове становище кредиторов у процедурі банкрутства //Право України. — 2001. - № 7. — С. 39-43.

2. [сылка более недоступна}