Каталог статей

Тулеубаев Т.Т., Тулеубаева Д.Т.

Отношение к понятиям «форма» и «содержание» в сфере государственного управления

В сегодняшнем мире управлять государством и обществом, регулировать отношения между ними, весьма сложная задача. С одной стороны, общество более развитое и цивилизованное, с другой, в связи с развитием растут справедливые требования к власти. Более высокий уровень образования, информированность общества приводят к мысли, что на сегодняшний день высказывание «разделяй и властвуй» не так эффективно, как в прежние времена. Сегодня необходимо придерживаться правила «объединяй и властвуй» вместе с обществом.  При этом, создавая форму не надо забывать о соблюдении содержания.

Отношение к форме и содержанию в сфере государственного управления является актуальным вопросом, так как это отношение затрагивает практически каждого человека. Очень часто форме выделяют большую часть, чем содержанию, вследствие чего происходит искажение реальности. Необходимо соблюдать пропорции между данными понятиями, Найти пропорцию в каждом отдельном случае, не так уж просто, как говорится золотую середину. Естественно, основную роль играют методы, но большое значение имеет их направление, содержание и исполнение, и конечно люди, которые принимают непосредственное участие (внедрение, исполнение, реализация программ, руководство), то есть кадры решают если не все, то многое. Если в министерствах сидят «кабинетные мальчики», которые не знают проблем в направлениях работы их ведомств и выпускают такие постановления, которые реально не исполнимы (из выступления депутата Мажилиса РК предыдущего созыва). Какая может быть эффективность? В данном случае присутствует форма без содержания. Из чего вытекает следствие - формальное исполнение задач, программ, обязанностей, неумение и нежелание поставить себя на место другого человека, а без этого невозможно вникнуть в проблему. Почему система работает неэффективно? Опять же, один из вопросов подбора кадров.

Отношение чиновников от культуры к вопросам культурного наследия в г. Усть-Каменогорске, наглядно показывает их отношение к форме и содержанию, обществу и моральным ценностям. На памятниках архитектуры расположены мраморные таблицы с номером реестра, надписью «памятник», без названия и описания памятника. Почему безымянный памятник? Кому нужен этот номер? Людям нужно знать, что это такое, когда и для чего сооружено, какую имеет духовную ценность, т.е. необходимо содержание. Какое отношение будет к таким памятникам, если не знать их историю?  Чиновники от культуры передают отношение к культуре, то же самое происходит и в других направлениях (во власти, передают отношение к государству, в образовании к знаниям, культуре, в социальной защите населения к старикам, детям, инвалидам, понятию добра и т.д.). Ведь давно известно – относись так, как хочешь, чтобы к тебе относились.

Это касается и отношения некоторых богатых людей к обществу, и попытке навязать свое мышление.

Пример: мемориальная доска на торговом доме «Нарын» г. Усть-Каменогорска, бывшем общежитии кооперативного техникума (в настоящее время ВК колледж экономики и финансов) гласит о том, что данный торговый дом открыл (не построил) бывший председатель ВК облпотребсоюза. В нашем городе достаточно много торговых домов, особенно в той части города, где открыт этот торговый центр, а студенты остались без общежития, техникум без необходимого здания. В чем заслуга? То есть, происходит подмена  ценностей, которая влияет на развитие общества и общественное мышление.

Для большинства чиновников соблюдение формы, становится основой работы, а содержание отходит на задний план. Те, кто душой не болеет за общество, престиж, авторитет государства, за дело, которое он делает, а думает о своем круге родственников и знакомых, об обогащении, те, у кого клановое мышление и он не может расширенно мыслить, ставить себя на место других людей, тех не нужно допускать к государственной службе, они принесут больше вреда, чем пользы.  Ведь в настоящее время разработаны различные психологические и другие тесты для подбора кадров. Как люди, которые безразлично относятся к обществу, другим людям, детям, старикам попадают в руководство на различных уровнях государственной власти и для чего? Аморальные люди, которые ради прибыли или утверждения своего положения, перешагивают через моральные устои Человека и общества, принимаются на работу в детские сады, школы, университеты, т.е. в воспитательные институты общества, Развитие общества их не волнует. В первую очередь они отстаивают свои интересы, а интересы общества в данном случае они игнорируют (содержание человека вышедшее из воспитания). Чему они могут научить, если у них мышление девятнадцатого века, и они его передают посредством общения с учениками и студентами, а также определяют мнение общества об уровне образования. Многое зависит от того, кто учит, преподает и передает свое мышление.

В настоящее время организуется социальная модель развития, следовательно, в таких условиях подобные бюджетные работники и чиновники подрывают авторитет власти у общества. Некоторые политики, объясняя проблемы обществу, применяют слова и термины не знакомые большинству людей, т.е. форма образцовая, а содержание непонятное. Для кого это говорится в средствах массовой информации? Получается, что разрыв между правящей элитой и народом увеличивается.

В настоящее время молодежь приходит на государственную службу с целью получения власти и обогащения. Педагогам необходимо менять мышление молодежи, студентов, а для этого нужны честные и порядочные преподаватели. На государственную службу должны идти и приниматься люди с государственным мышлением, а не с клановым или личным интересом.

Сегодня существует мнение, что в условиях кризиса возможно, или даже необходимо, продавать госсобственность. И в этом случае необходимо соблюдать пропорции между формой и содержанием данных операций. Ещё до заключения сделки нужно реально запланировать будущие вложения от сделки, а затем максимально эффективно использовать вырученные средства. На полученные финансы можно создавать новые эффективно функционирующие предприятия, в нужных сферах и по географическому положению. Для этого необходим моральноустойчивый, думающий об общем деле, квалифицированный кадровый потенциал, особенно в менеджменте. Цена продажи должна быть объективной и достаточной  для строительства и открытия новых предприятий (возможно несколько более мелких предприятий вместо одного проданного крупного). Государство должно в кризисной ситуации создавать рабочие места, не путем «вложений» в зарплату работающих за счет бюджета, а путем открытия реальных рабочих мест, приносящих доход и работнику и государству, чтобы улучшить социальную обстановку, понизить уровень безработицы, повысить уровень жизни и пополнять бюджет поступающими налогами. Это можно сделать, относительной системой, если будет видна эффективность. Необходимо продавать предприятия прозрачно и открыто, добросовестно и эффективно вкладывать финансы в открытие новых предприятий. Перед заключением сделки необходимо предоставить план, а после заключения сделки представить отчет о продаже и вложениях  в открытие предприятия и реальный сектор экономики государства. Открытие нового предприятия возможно с некоторым инвестированием частного капитала. Ведь это реальная работа и помощь государства обществу и бизнесу, но здесь недопустим формальный подход. Так же необходимо развивать социальную сферу предприятий и государства. В первую очередь польза от дел должна быть обществу, прежде всего работникам в реальном секторе экономики, ведь они умножают материальное богатство страны, а затем капиталу и олигархам.

Все в мире развивается и меняется, так же должно все корректироваться под современные условия (программы, схемы, отношения, в первую очередь между обществом и государством), иначе возможны застой и рецессия. Хуже всего, когда власть и общество не понимают друг друга и расширяется разрыв, который может привести к нежелательным последствиям.

Судя по отношению к обществу, для многих работников государственного аппарата форма первична, а содержание вторично. Хотя и то и другое сосуществует вместе и присутствие одного подразумевает присутствие другого. Форма не должна преобладать над содержанием, иначе это ритуал. В ритуале обязательно есть содержание, но не многие его понимают, и в данном случае превалирует форма.

Важнее, что выражать и как разъяснять, ведь одну и ту же информацию можно преподнести с разных сторон и под разным ракурсом. Мы предполагаем, что главное, как ты мыслишь, в каком направлении, что ты говоришь и делаешь, а не на каком языке ты это выражаешь. Если ты говоришь, что черное это белое, а белое, черное, то какая разница, на каком языке это сказано, главное твое мышление и содержание твоих слов, которые воздействуют на общество. Тем самым ты вводишь в заблуждение людей и подменяешь ценности и понятия. То есть ты выражаешь форму, а содержание не соответствует истине, но главное, то, что в мыслях, т.е. в содержании.

Согласно сегодняшним функциональным обязанностям, госслужащие должны быть экономистами, юристами, социологами и психологами, но содержание не соответствует форме, частично, благодаря сегодняшнему образованию в РК, особенно высшему. В настоящее время преподаватели больше занимаются технической работой, чем развитием мышления и самообразованием, т.к. не хватает времени, которое тратится на выполнение не основных функций, т.е. форма первична, а затем содержание. На сегодняшний день не хватает специалистов в различных направлениях народного хозяйства. Формально они есть, но чаще всего это не профессионалы. Есть дипломированный специалист, но его могут не принять на работу, т.к. не соответствует квалификация, т.е. форма не соответствует содержанию.

По закону диалектики, количество переходит в качество и наоборот, также форма переходит в содержание, а содержание в форму, т.е. меняются пропорции. В сегодняшней ситуации отводить основную роль форме, а не содержанию непростительная ошибка, и в перспективе она даст о себе знать. Сегодня необходимо заинтересовать человека, доверять ему, уважать, говорить правду обществу, сделать властные структуры более прозрачными, отбор на государственную службу более принципиальным и общество поверит государству, и подъем в стране будет, ведь большинство зависит от людей и люди достойны той жизни, которой живут.

Литература:

1. Экономическая теория: учебник / под ред. А.А. Кочеткова. – М, 2006.

2. Капитал.

3. Интернет-сайты.