Каталог статей |
Сабанин С.А. Россия – ХХI Век: государственные и корпоративные мультипликаторы развития инновационной экономикиРоссия, Тюменский Государственный Университет, Кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономической географии и природопользования.Россия – ХХI Век: государственные и корпоративные мультипликаторы развития инновационной экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Индустриальные государства, инновационная стратегия развития, национальная экономика, модернизация промышленного производства, импорт и экспорт инвестиций, взаимодействие государства и бизнеса, директивные и экономические методы управления. KEY WORDS. The industrial states, innovative development strategy, national economy, modernization of industrial production, import and export of investments, interaction of the state and business, directive and economic methods of management. АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены вопросы инновационного развития национальной и мировой экономики в ХХI веке. Определено содержание понятия «инновация» как экономическая категория. Раскрыты цели и задачи инноваций в устойчивом развитии экономики России и мирового хозяйства. SUMMARY. The article deals with issues of innovation razaitiya national and world economy in the twenty-first century. The content of the concept of "innovation" as an economic category. Disclosed to the aims and objectives of innovation in sustainable development of economy of Russia and the world economy.
Современное техническое и технологическое развитие мировой экономики «перешагнуло экватор» пятого большого Кондратьевского цикла, временные рамки которого определяются началом 1975 года - концом 2025 года и вошло в понижательную фазу «длинной» К-волны. Ведущие базовые инновации пятого К-цикла: микроэлектроника, компьютерная техника, интернет-технологии, телекоммуникационные сети и мобильная связь. Вся мировая экономика во второй половине ХХ века структурно перестроилась под производство компьютеров и средств мобильной связи, а в целях извлечения прибыли и сверхдоходов многие отрасли материального производства стран Зарубежной Европы, Северной Америки и Японии «эмигрировали» в страны и регионы с дешевой рабочей силой, льготным налогообложением – Индонезию, Малайзию, Сингапур, Филиппины, Бразилию, Россию, Индию и Китай. Тем не менее произошло динамичное насыщение мирового рынка данными видами товаров и услуг, а человеческая цивилизация на смене тысячелетий достигла вершины развития очередного исторического цикла. По экономической теории Н.Д.Кондратьева (1892 - 1938) новый подъем Мирового хозяйства должен натупить не ранее 2015 года, при условии глобальных научных открытий, а также знаковых инноваций в материальном производстве и сфере услуг, которые изменят структуру будущего потребления, создадут новые товары и услуги для населения стран мира [4]. Так было на понижательных волнах третьего К-цикла во времена Великой американской депрессии и четвертого К-цикла во времена дефолта американского доллара – инновации следующего цикла развития человеческой цивилизации создаются и начинают использоваться в конце цикла предыдущего. Формирование инновационных контуров шестого К-цикла сегодня можно только прогнозировать, в том числе с учетом развития мировых технологических трендов: создания и распространения материалов с новыми качественными свойствами – химических волокон и пластмасс; металлов с заданными свойствами для производства конструкций, приборов и инструментов; природоохранных мероприятий на основе развития безотходного производства в промышленном производстве, сокращения вредных выбросов на транспорте и новых методов переработки ядерных отходов; сбора, хранения, обработки и передачи всех видов информации для пользователей в режиме реального времени; развития новейших достижений информатики, нанотехнологий и генетики в здравоохранении для сохранения и продления жизни человека. В мировой экономической литературе термин «инновация» имеет множество определений. Классический пример: инновация (от английского innovation, то же, что нововведение) – создание, использование и распространение нового технического, организационного, экономического и другого средства, предмета, продукта или процесса [3]. Многие авторы, в том числе зарубежные, трактуют понятие «инновация» в зависимости от объекта и предмета научного исследования. Например, австрийский ученый И. Шумпетер определяет инновацию как новую научную, организационную и техническую комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [10]. В соответствии с международными стандартами в науке и технике «инновация» - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновационный потенциал страны составляет совокупность условий и институтов, обладающих непосредственной способностью осуществлять и интенсифицировать инновационную деятельность[1]. Закономерно, и то, что инновационный потенциал России определяется двумя ведущими факторами: · корпоративной культурой и конкуренцией производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках; · государственными приоритетами инновационной политики в сфере развития крупного бизнеса и малого предпринимательства. Государственные приоритеты и конкурентоспособность производителей материальных благ находятся в постоянном взаимодействии, а в зависимости от конъюнктуры экономической политики государства, в той или иной степени дополняют друг друга. В сложных общественных системах это взаимодействие организуется на синергетических принципах и обуславливается прямыми и обратными связями: чем выше качество созданных государством и бизнесом условий для внедрения инноваций, тем активнее внедряются инновационные технологии и процессы. При этом, для развития инновационного потенциала государственных предприятий и частных фирм, требуется создание соответствующих стимулов, как на макро-, так и на микро- управленческих уровнях. В развитых индустриальных странах такие механизмы формировались естественным путем в течение длительного периода времени. Их становление происходило в условиях сочетания рыночных принципов развития национальных экономик с правовыми и финансовыми мероприятиями государственной поддержки в области институциональных и инфраструктурных преобразований. Во второй половине ХХ века новые научные, технические и технологические внедрения в материальном производстве и сфере услуг стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция), Северной Америки (США, Канада) и Японии во многом обязаны взаимодействию государства и бизнеса. В странах с развивающейся экономикой – Аргентина и Бразилия, Венгрия и Чехия, Украина и Россия, Индия и Китай, где корпоративная культура социальных отношений находится в стадии своего становления, рыночные механизмы, как правило, не способны создать достаточных стимулов для развития инноваций. На этом этапе роль государства в развитии национальной экономики, а также в сфере инноваций должна возрастать. Однако, как правило, наблюдается иная тенденция. Это порождает проблемы развития национальной экономики и выражается, прежде всего, в следующем: · неэффективности налоговой политики и перманентной задолженности по заработной плате, пенсиям и другим социальным выплатам; · существенном росте трансакционных издержек, приводящих к снижению конкурентоспособности отечественного производства; · неэффективности республиканских (федеральных) законов, других нормативных документов по поддержке предпринимательства и обеспечению экономической безопасности страны; Слабая государственная политика оказывает отрицательное влияние и на инновационные процессы. Инновации и их внедрение требуют благоприятного институционального климата, который может быть создан только на основе развития целенаправленной государственной внутренней и внешней политики. Во-первых, укрепление роли государства в развитии национальной экономики не должно сводиться к расширению полномочий чиновников «кошмарить» хозяйственную жизнь предприятий, фирм и корпораций, субъективно распределять финансовые и материальные ресурсы. Во-вторых, главная цель усиления присутствия государства в экономике – устранение диспропорций в развитии рыночной системы хозяйствования, а не реставрация централизованной формы государственного правления. В-третьих, решения проблем модернизации национальной экономики и внедрения инноваций нельзя сводить к «информационному пиару», «очередному проекту», «бюрократической регламентации». Крупный бизнес и малое предпринимательство положительно воспринимают тенденции усиления государственного регулирования в современной мировой экономике. Поэтому, на передний план выходит непосредственное взаимодействие органов всех ветвей государственной власти с ведущими союзами и объединениями предпринимателей. Координация работы государства и бизнеса должна строиться на основе не принуждения к «социальной ответственности» корпоративных институтов, а системного подхода и корректироваться реализаций общей стратегии развития государства, ориентированного на инновационный путь развития экономики. На рисунке 1. приведена концептуальная схема, отражающая основные направления взаимодействия государства и рынка инноваций, которые определяются действием множества факторов. Следовательно основные направления стратегической государственной и корпоративной политики по формированию эффективных методов регулирования и стимулирования инновационного предпринимательства в Российской Федерации можно изложить в следующем порядке: 1. Разработать и реализовать в срок до 2018 года программу развития национальной экономики с учетом инновационных приоритетов - в «добыче и переработке нефти», «добыче природного газа и способах его транспортировки до потребителя», «авиационной, космической и ядерной промышленности», «энергетическом машиностроении и энергосбережении», «специальной металлургии» и «биотехнологиях сельского хозяйства и медицины». 2. В том случае, если государством осуществляются масштабные политические и экономические преобразования, стратегия реформ должна быть согласована с инновационными целями государства в проведении социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Благоприятный инновационный климат в первую очередь предполагает повышение уровня благосостояния населения страны. При низком уровне жизни основные усилия населения, главным образом, сосредотачиваются на проблемах физического выживания, а не на проблемах внедрения инноваций, требующих вложений финансовых средств с отдачей в неопределенном будущем. Этот аспект проблемы актуальный для регионов Сибири и Дальнего Востока России, где население имеет низкие доходы, а промышленность моноспециализирована. Успешность
технологической и управленческой трансформации на уровне регионов и предприятий
выльется в рост численности среднего класса, позволив значительной части
россиян повысить свой уровень благостояния, даст возможность использовать
экономические перспективы и приведет к политической стабильности в стране.В
свою очередь динамика роста благосостояния населения обеспечит саморазвитие региональной
инвестиционной деятельности.
Рис. 1.
Концептуальная схема взаимодействия государства и рынка инноваций.
3. В рамках программы модернизации и возрождения национальной экономики разработать организационные, правовые, экономические и социальные механизмы, обеспечивающие стимулирование инновационных процессов. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в странах с рыночной экономикой – Германии, США и Японии, инновационный бизнес пользуется поддержкой государства, имеет налоговые льготы и прибыль, полученная от инноваций в течение ряда лет не облагается налогом [2]. Данные вопросы начинают обсуждаться и в современной российской научной литературе [9]. 4. Ведущее направление в решении проблем модернизации устаревшей производственно-технической базы национальной экономики - реализация программы импорта инновационной техники, которая позволит российским предпринимателям направить западные технологии и ноу-хау в третичный сектор национальной экономики и обеспечить потенциал его роста. В современной России доля импорта ПИИ в ВВП составляет менее 1,0% от общего объема капиталообразующих инвестиций – это в четыре раза меньше - чем в Индии, в пять раз - чем в Бразилии, в семь раз - чем в Индонезии [8] . Учитывая низкий уровень капиталообразующих инвестиций, следует отметить высокий потенциал роста импорта ПИИ, как минимум до 10,0% к 2018 году в военном авиастроение, кораблестроение, нетяной, газовой, нефте- газохимической и пищевой промышленности. 5. Выбор приоритетных направлений для государственного заказа – развитие современных технологий сбора, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, биотехнологий, а так же инновационных технологий производства, сбережения и передачи электроэнергии. 6. Важным условием развития инновационной деятельности является подготовка высококвалифицированных профессиональных и научных кадров. Это также особенно важно для регионов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера России. Данная проблема приобретает актуальность в свете последних выступлений Президента РФ Д.А. Медведева [5] и Председателя Правительства РФ В.В.Путина [6]. 7. Важную роль в активизации инновационных процессов должно играть законодательство, гарантирующее : правовую защищенность бизнеса; защиту конкурентных отношений на рынке; регулирование взаимоотношений хозяйствующих субъектов; формирование условий лицензирования, патентования изобретений; осуществление защиты авторских прав и т.д. 8. Основным нструментом, стимулирующим развитие наукоемких отраслей и внедрения инноваций, должна выступать инвестиционная, кредитная и бюджетная политика государства [7]. Она предполагает: · рациональное планирование доходов и расходов бюджета с учетом приоритетов промышленной и социальной политики; · укрепление банковской системы и обеспечение доступности инвестиционных ресурсов для отраслей национальной экономики. 9. В числе важных условий развития инновационных процессов находятся институциональная и инфраструктурная среда - институты частных инвестиций, венчурных и инвестиционных фондов. Решение вопроса об источниках и объемах инвестиционных вложений является актуальной задачей. Проблема обостряется тем, что инновационная деятельность является капиталоемкой. Например, для получения 10%-го роста инновационного продукта требуется 40%-ый рост инвестиций. 10. В условиях дефицита финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов для отдаленных регионов России актуальным вопросом является выбор приоритетов и/или основных направлений инновационной политики. На региональном уровне необходимо определить перечень отраслей, формирующих наукоемкий комплекс, как ядро реального сектора экономики, и определяющих региональную специализацию инновационного процесса. К наукоемким отраслям в соответствии с международной классификацией (ISIC – ООН) относится примерно 16 видов производств, производящих наукоемкие продукты, в том числе: органической химии и пластики, фармацевтики, химикаты для сельского хозяйства; радиоактивные материалы, турбины и оборудование реакторов, генераторы для ядерных, гидро- и ветровых станций, электронные приборы и оборудование для медицины, полупроводники, прогрессивная продукция машиностроения, авиационная и космическая техника, прогрессивные оптические приборы и измерительное оборудование, военная техника и/или системы вооружений. Для многих регионов России перечень сложившегося ядра наукоемкой продукции значительно ограничен, как природными условиями, так и квалифицированными трудовыми ресурсами. 11. Бесспорным лидером среди факторов развития инновационных процессов является малый бизнес [11], который берет на себя инновационные риски, которые не могут взять на себя государство и крупный бизнес. Резюмируя вышеизложенное отметим, что для реализации перечисленных направлений государственной и корпоративной политики в сфере инноваций могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы управления -экономические регуляторы и механизмы стимулирования инновационной деятельности. При этом определятся синтез интересов бизнеса и власти, а также разделение их полномочий и сфер деятельности: прерогатива государства - поддержка фундаментальной науки и социальной сферы; корпоративный бизнес курирует прикладную науку и технологии, отвечающие за окончательные стадии внедрения инноваций. В России, как и в странах Восточной Европы, позитивное взаимодействие государства и бизнеса должно выступить инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики, инвестиционной привлекательности ее отраслей и создания особых экономических зон между странами Западной Европы , Зарубежной Азии и Северной Америки, как объектов внешнеэкономической политики государства. Даже богатый природный и трудовой потенциал, объемный внутренний рынок, колоссальный государственный сектор, направленный на укрепление государственного могущества России за счет внутренних источников и резервов, не обеспечат модернизации национальной экономики, если будет игнорироваться универсальный общественный закон: «субъектом внутренних и внешних экономических отношений являются не страны и регионы мира, а человек, предприятия, фирмы и транснациональные корпорации». Список литературы
1. Багриновский К.А., Бендиков М.А. Хрусталев Е.Ю. Механизмы технологического развития экономики России. – М.: Наука, 2003. 2. Егорова Н.Е., Бахтизин А.Р., Ян Сюань. Построение производственной функции с использованием статистических методов (на примере Китая) // Обозрение промышленной и прикладной математики, 2007, т. 14, вып. 5. 3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. 4. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики/ Н.Д.Кондратьев. - М.: Экономика, 1989. 5. Президент РФ Медведев Д.А. Выступление на студенческом форуме в городе Томске «12» февраля 2010 года. 6. Председатель Правительства РФ Путин В.В. Выступление на заседании Президиума Совета при Призиденте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в городе Тюмени «26» февраля 2010 года. 7. Социально-экономические проблемы России. – СПб.: Норма, 1999. 8. Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финнансы и статистика, 1999. 9. Хромов И.Е. Модели анализа систем налогообложения предприятий малого бизнеса / В сб.: Теория и практика эффективного функционирования российских предприятий, вып. 2, – М.: ЦЭМИ РАН, 2004. 10. Шумпетер Й. Теория экономического развития/ Й.Шумпетер. – М.:Прогресс, 1982. 11. Ян Сюань. Методические принципы построения производственной функции малого бизнеса в Китае / В сб.: Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями. – М.: МЭСИ, 2007. |