Каталог статей | |||||||||||||||
Терещенко Виктория Сергеевна, Король Людмила Анатольевна Проблемы определения и оценки гудвилла в бухгалтерском учетеВведение. Понятие « гудвилл» является новым объектом для бухгалтерского учета в Украине и характерным для рыночной экономики. На данный момент экономика Украины становится все более неосязаемой, именно поэтому понятие «гудвилл» становится таким весомым, а умение влиять на его величину - одним из важнейших. Неоднозначность трактовки сущности гудвилла отрицательно влияет на методику его бухгалтерского учета.Цель данной статьи заключается в исследовании сущности понятия «гудвилл» и его методики оценки. При исследовании темы были изучены научные труды разных украинских и российских ученых, а именно Я.В.Соколов и Л.Ф. Жилинской.[1] В нормативной базе Украины не существует однозначного подхода к определению сущности гудвилла. Так в соответствии с Положением (Стандарт) Бухгалтерского Учета 19 «Объединение предприятий» гудвилл – это превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов, обязательств и непредвиденных обязательств на дату приобретения. По закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» под гудвиллом следует понимать - комплекс мероприятий, направленных на увеличение прибыли предприятий без соответствующего увеличения активных операций, включая использование лучших управленческих способностей, доминирующую позицию на рынке продукции (работ, услуг), новые технологии. Следует отметить, что обе дефиниции исходят из методики определения величины гудвилла, а не из его экономической сущности. К тому же Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» включает гудвилл в состав нематериальных активов. Однако, гудвилл не соответствует определению нематериальных активов (хотя и не имеет вещественной формы), так как он не может выступать отдельным предметом операции купли-продажи – гудвилл неотделим от своего предприятия. В связи с этим в действующем Плане счетов субсчет 126 «Гудвилл» был исключен из состава субсчетов к счету 12 « Нематериальные активы». Именно поэтому определения П(С)БУ 19 и Закона Украины « О налогообложении прибыли предприятий» требуют уточнения. Рассмотрим трактовку понятия «гудвилл» в таблице 1. Таблица 1. Литературный обзор трактовки понятия «гудвилл» в экономических словарях.
Предлагаем под гудвиллом понимать - общественное мнение по отношению к названиям,
стилям, помещениям, товарным знакам, логотипам, проектам, товарам и любым
другим предметам, находящимися во владении или под контролем компании, а также
отношения с клиентами и заказчиками. Источниками гудвилла могут выступать как
конкретный мастер в салоне красоты, к которому идут люди, так и качественная
кухня в ресторане. Состояние рынка оценки гудвилла и использования ее результатов в настоящее время в Украине оставляет желать лучшего. Это связано с рядом проблем. Отсутствие достоверной информации о предприятии (оценка, проводимая на основании официальной бухгалтерской отчетности, выдает результат в несколько раз ниже реального) затрудняет работу оценщиков, острый недостаток статистических данных о заключаемых сделках купли-продажи готового бизнеса не позволяет проводить какой-либо сравнительный анализ. Тем не менее, ошибки, допущенные западными компаниями при определении гудвилла свидетельствует о необходимости совершенствования методов оценки и внедрении их в практику. Должна способствовать более широкому применению оценки гудвилла и все большая ориентация руководителей предприятий на увеличение стоимости своих компаний, как на одну из основных стратегических целей. [2] Литература 1. Рудой А.В. Национальные особенности учета гудвилла// «Компаньон» – 2007г., - №13, - с. 14-17. 2. Потапенко П. Понятие и особенности гудвилла как нематериального актива //«Все для бухгалтера в торговле». – 2006г., - №13, - с. 47-52. | |||||||||||||||