Каталог статей |
Ширгатова З.Р. Анализ и оценка эффективности государственных расходовВ течение последних лет экономическая стратегия Республики Казахстан заключалась в достижении стабилизации макроэкономической ситуации, что означало сокращение дефицита государственного бюджета и реализацию жесткой монетарной и кредитной политики. Принятая в 1997 году долгосрочная Стратегия «Казахстан-2030» чётко определила совершенствование управления государственными финансами одним из наиболее приоритетных направлений реформ. В решении данной задачи Республика достигла значительных успехов: в частности, в 2004 г. был принят Бюджетный кодекс, стали активно применяться методы программно-целевого бюджетирования и среднесрочного бюджетного планирования. С декабря 2007 г. в Бюджетный кодекс Республики внесены изменения в части внедрения новых подходов к государственному планированию, ориентированному на результаты, которые способствовали обеспечению увязки планируемых расходов бюджета с конкретными результатами, достижение которых ожидается за счет бюджетного финансирования в соответствующей сфере/1/.Кроме того, фискальная политика, являясь важнейшей составляющей общеэкономической политики государства, содействует поддержанию установленного коридора по среднегодовому уровню инфляции, устойчивости платежного баланса, росту конечного потребления товаров и услуг и накопления капитала. Проводимая в среднесрочном периоде политика расходов будет направлена на повышение эффективности и результативности государственных расходов путем разработки и исполнения бюджета, сходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата, предусмотренного стратегическими планами государственных органов и использованием утвержденного объема денежных средств. С этой целью с 2011 года внедрена система формирования и исполнения бюджета, основанная на индикаторах эффективности деятельности центральных государственных органов и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, которая позволит определить достижения стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе, анализ достижения (не достижения) показателей прямого, конечного результатов и показателей эффективности/2/. Основными расходами на 2011-2013 годы определены по следующим приоритетным направлениям: - на образование (в том числе строительство школ, детских садов и т.д.); - на здравоохранение (в том числе на развитие транспортной медицины); - на реализацию Программы занятости-2020; - на развитие сельского хозяйства дополнительно направляется на развитие мясного животноводства (субсидирование), на совершенствование системы ветеринарии; - на обеспечение качественной питьевой водой предусматривается; - на меры поддержки жилищного строительства и модернизацию жилищно-коммунальной сферы предусматривается. Из них направляются на фондирование БВУ для поддержки рынка жилищного строительства, на строительство жилья местными исполнительными органами; - на новую Программу посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий); - на Программу «Производительность – 2020» ; - на гидротехнические сооружения и берегоукрепительные мероприятия; - на реализацию мер государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития/3/. Таким образом, государство в разное время определяются различные приоритеты по расходованию имеющихся в распоряжении средств, которые влияют на количество затрачиваемых средств на те или иные потребности. Изменение государством своих приоритетов по расходованию денежных средств отражается в фискальной политике и стратегических социально-экономических планах. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Список использованных источников: 1. www.minplan.kz. 2. Омирбаев С.М.,Интыкбаева С.Ж.,Адамбекова А.А.,Парманова Р.С «Государственный бюджет»- Алматы 2011г.-115с. 3. www.government.kz. |