Каталог статей

Кемельбаев А.А.

Внебюджетные фонды республики казахстан, их виды, назначение

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Республики Казахстан, с помощью которого государство стремится  более эффективно и целесообразно использовать централизованные фонды денежных средств, представляя собой  способ организации государственных финансовых ресурсов. Социально-экономическое развитие государства в посткризисный период предусматривает, с одной стороны, потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических нужд, а с другой стороны, необходимость ранжирования общественных потребностей по степени важности и для их удовлетворения образовывать целевые денежные фонды.

Внебюджетные фонды решают такие важные задачи, как обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики, а также расширение социальных услуг населению. В Послании Президента народу Казахстана на 2012 год социально-экономическая модернизация выделена главным приоритетом  развития Казахстана, определены задачи по дальнейшему укреплению экономики и  повышению благосостояния народа.

Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач важную роль приобретают такие  институциональные образования, как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Государственный фонд социального страхования», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд». Данные институты проводят политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, а также направлены на развитие социального страхования и социального обеспечения в республике.

Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет  следующих поступлений:

- специальные целевые налоги и сборы, которые устанавливаются для соответствующего фонда;

- средства государственного бюджета;

- отчисления от доходов хозяйствующих субъектов;

- доход от коммерческой деятельности лиц или фондов;

- займы, которые фонд получил от коммерческих банков или Национального Банка Республики Казахстан;

- прочие виды доходов, предусмотренные в рамках законодательства.

В Республике Казахстан внебюджетные фонды подразделяются на две большие группы:

1) социальные фонды;

2) фонды экономического назначения.

В Казахстане функционируют следующие социальные внебюджетные фонды, к которым относятся накопительные пенсионные фонды и Государственный фонд социального страхования, а к  фондам экономического назначения относятся: Национальный инновационный фонд, Инвестиционный фонд Казахстана, Фонд «ДАМУ», Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, Национальный фонд Республики Казахстан (Рисунок 1).



Рисунок 1. Внебюджетные фонды Республики Казахстан

"Государственный фонд социального страхования" был создан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года "Об обязательном социальном страховании"  со 100-процентным участием государства в его уставном капитале. Государственный фонд социального страхования является юридическим лицом, производящем сбор социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска.

Основным предметом деятельности фонда является внедрение системы обязательного социального страхования в Республике Казахстан, аккумулирование социальных отчислений, своевременное перечисление средств для осуществления социальных выплат.  Из Фонда назначаются социальные выплаты  по  утрате трудоспособности, потере работы, по потере кормильца, а также выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) детей и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. Участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат [1].

Размеры ежемесячных социальных выплат на случай потери кормильца определяются путем умножения среднемесячного размера дохода за последние двадцать четыре месяца, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, за минусом 80 % от минимальной заработной платы, на соответствующие коэффициенты замещения дохода, количества иждивенцев и стажа участия. Социальные выплаты на случай потери кормильца выплачиваются членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, ежемесячно на протяжении периода времени, в течение которого члены семьи умершего  кормильца сохраняют право на получение социальных выплат. Коэффициент количества иждивенцев определяется в зависимости от количества лиц, состоявших на иждивении участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления до наступления смерти, и составляет при одном иждивенце - 0,4, двух иждивенцах - 0,5, трех иждивенцах - 0,6, четырех и более иждивенцах 0,8.

Размеры социальной выплаты на случай потери работы определяются путем умножения среднемесячного размера дохода за последние двадцать четыре месяца, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и коэффициент стажа участия. При этом коэффициент замещения дохода составляет - 0,3.

Размер социальной выплаты по беременности и родам определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, полученного за последние двенадцать календарных месяцев перед наступлением социального риска, на коэффициент 4,2, в случае осложненных родов или рождения двух и более детей - 4,7. При определении размера социальной выплаты на случай беременности и родов женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, применяется коэффициент 5,7, в случаях осложненных родов или при рождении двух и более детей - 6,2. 

При определении размера социальной выплаты при усыновлении (удочерении) новорожденного ребенка (детей) применяется коэффициент 1,9. Среднемесячный размер дохода определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двенадцать месяцев, включая месяц, в котором наступил случай социального риска, если социальные отчисления за этот месяц поступили в Фонд, на 12.

Ежемесячные социальные выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года определяются путем умножения среднемесячного размера дохода на коэффициент замещения дохода, равный 0,4. При этом максимальный размер социальной выплаты не должен превышать 40 % от десятикратного размера минимальной заработной платы, а минимальный размер социальной выплаты - не менее размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года [2].  Минимальный размер заработной платы на 2012 год установлен в размере 17 439 тенге.

Накопительные пенсионные  фонды  являются основными субъектами   системы пенсионного обеспечения  Республики Казахстан. Накопительный пенсионный фонд создается в форме акционерного общества.

Накопительные пенсионные фонды могут быть:

1) открытые;

2) корпоративные.

Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.  Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда. Суммарный уставный капитал открытых накопительных пенсионных фондов с иностранным участием не может превышать 25 % совокупного объявленного уставного капитала всех открытых накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан.  

Накопительные пенсионные фонды имеют право:

1) осуществлять деятельность по привлечению пенсионных взносов;

2) получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность;

3) самостоятельно осуществлять деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами и иные виды деятельности на рынке ценных бумаг на основании лицензий, выдаваемых в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа;

4) осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора.

Минимальный размер уставного капитала  для открытого накопительного пенсионного фонда составляет не менее 250 млн. тенге, а  для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 100 млн. тенге.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами минимальный размер уставного капитала устанавливается для открытого накопительного пенсионного фонда в размере  не менее 500 млн. тенге,  для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 300 млн. тенге.

При накопительной пенсионной системе  граждане формируют свои пенсионные накопления на индивидуальном пенсионном счете. Размер пенсий зависит от размера  и продолжительности отчислений, а также  от размера инвестиционного дохода, получаемого  в результате инвестирования  средств накопительного пенсионного фонда. Инвестиционный доход не облагается налогом.  Обязательные пенсионные взносы, подлежащие  уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются  в размере 10 процентов от ежемесячного дохода работника, подлежащего налогообложению у источника выплаты.

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления  обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный размер минимальной заработной платы. Если же доход превышает 75-кратный размер минимальной заработной платы вкладчики могут по своей инициативе вносить взносы  в накопительные пенсионные фонды в соответствии с договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Ставка добровольных пенсионных взносов устанавливается по соглашению сторон договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.  Выплата пенсий за счет добровольных пенсионных, а также добровольных профессиональных взносов осуществляется при достижении вкладчиками 55 лет.

Целью деятельности Инвестиционного фонда Казахстана является содействие в реализации индустриально-инновационной политики Республики Казахстан посредством осуществления и привлечения инвестиций в проекты перспективных организаций, оказания финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики.

Задачами Фонда являются:

1) осуществление инвестиций в уставные капиталы вновь создаваемых, а также действующих организаций, производящих углубленную переработку сырья и материалов, выпускающих конкурентоспособную продукцию с использованием новых технологий, а также оказывающих производственные услуги перспективным организациям, осуществляющим свою деятельность в промышленности;

2) стимулирование частных инвестиций в несырьевой сектор экономики посредством софинансирования Фондом инвестиционных проектов (осуществления инвестиций в уставные капиталы организаций) и участия в управлении этими проектами;

3) содействие повышению инвестиционной активности казахстанских организаций за рубежом посредством совместного финансирования инвестиционных проектов за пределами Республики Казахстан, обеспечивающих производственную кооперацию между отечественными и зарубежными организациями, развивающими дополняющие, смежные производства [3].

Необходимость создания Инвестиционного фонда Казахстана обусловлена неразвитостью фондового рынка, низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Национальный инновационный фонд создан постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 г. № 502 со стопроцентным участием государства в уставном капитале, целью деятельности которого  определено содействие росту инновационной активности, развитию высокотехничных и наукоемких производств в Республике Казахстан.

    Задачами Инновационного Фонда являются:

1. Создание венчурных фондов совместно с отечественными и иностранными инвесторами, участие в формировании механизмов и инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов;

2. Финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), направленных на создание новых технологий, товаров, работ и услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта;

3. Финансирование внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний;

4. Участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов);

5. Участие в формировании рынка научно-технической продукции;

6. Развитие международного сотрудничества в области "переноса, заимствования и наращивания инновационных технологий", их коммерциализации и внедрения [4].

Финансирование прикладных НИОКР будет осуществляться путем предоставления грантов Национальным инновационным фондом:

а) "малый грант" в сумме до 55 тыс. долларов США на один проект;

б) по грантовым программам:

- "предпроектный грант" заявителю для подготовки полного комплекта документов (подробное техническое описание, бизнес-план и др. документы) в сумме до 5 тыс. долларов США;

- "большой грант" для завершения исследований и доведения их до полезной модели или изобретения и готовности к передаче в производство;

- "гранты для патентования" для оформления патентов на результаты НИОКР за рубежом в сумме до 50-100 тыс. долларов.

Государственное инвестирование инновационных проектов на ранних стадиях будет осуществляться через НИФ путем его прямого партнерства с частным капиталом (долевое неконтрольное участие в уставном капитале образуемых компаний). Таким образом, государство через соответствующий институт развития, разделяет с предпринимателем и частным инвестором риски, присущие инновационным проектам.

      В целях усиления государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства Президентом Республики Казахстан в марте 1997 г. был издан указ, который стал основой для создания АО «Фонд развития малого предпринимательства». АО «Фонд развития малого предпринимательства» приступило к работе 18 августа 1997 г. Основная цель создания Фонда: стимулирование становления и экономического роста субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан, повышение эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса.

В конце 2007 г. изменился статус Фонда с АО «Фонд развития малого предпринимательства» на АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и, как следствие, происходит расширение соответствующих полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства; из финансового института Фонд трансформируется в оператора по управлению активами средств, выделяемых государством: разработаны и реализуются новые направления деятельности по финансовой поддержке субъектов малого и среднего бизнеса и информационно-аналитической и консалтинговой поддержке.

В настоящее время Фонд «Даму» - это национальный институт развития, 100% акций которого принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».  Миссия Фонда «Даму» – содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых, консалтинговых услуг.

      Реализация программы по микрокредитованию осуществляется Фондом в двух направлениях.

1) создание микрокредитных организаций  (МКО) с долевым участием Фонда;

2) Кредитование действующих микрокредитных организаций.  В рамках реализации данной программы Фонд осуществляет льготное финансирование существующих  МКО для пополнения их кредитных ресурсов.

      Фонд предоставляет гарантии субъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня с использованием страхования гарантий Фонда. Это новый продукт для казахстанского рынка.

       В настоящее время АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" осуществляет финансовую поддержку субъектов малого и среднего бизнеса по нескольким программам:

      Первая программа – стабилизационная. Данная программа нацелена на восполнение части растущего дефицита кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, и она не ставит своей целью изменение структуры малого и среднего бизнеса в качественно лучшую сторону.

     Вторая программа – «Даму - Регионы», реализуется в целях исполнения Плана первоочередных действий по стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан.  Цель - снижение региональных диспропорций кредитования малого и среднего бизнеса.

      Третья  программа – программа фокусной поддержки «Даму – Колдау». В рамках программы кредитуются проекты в сфере обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, деятельность, связанная с вычислительной техникой, предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг.

Одним из самых крупных игроков на рынке микрокредитования в сельской местности Казахстана является Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства.  АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» входит в структуру Национального холдинга КазАгро.

Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства осуществляет поддержку агропромышленного комплекса по следующим направлениям:

1) микрокредитование сельского населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей через филиалы и представительства фонда;

2) кредитование микрокредитных организаций для дальнейшего микрокредитования сельского населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) возмещение части страховых выплат по страховым случаям, возникшим в результате неблагоприятных природных явлений в соответствии с законодательством об обязательном страховании в растениеводстве;

4) организация обучения сельского населения основам предпринимательства и подготовки кадров [5].

Микрокредитование сельского населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется по следующим видам займа:

1) индивидуальный заем - микрокредит, предоставляемый одному заемщику под ликвидное залоговое обеспечение;

2) групповой (солидарный) заем - микрокредит, предоставляемый группе заемщиков (более 2-х человек) под солидарную ответственность (солидарную гарантию возврата займа) или под ликвидное залоговое обеспечение;

3) гарантированный заем - микрокредит, предоставляемый либо под гарантию субъекта предпринимательской деятельности (хозяйственное товарищество, банк, фермерское хозяйство), потребляющего продукцию заемщика, либо под гарантию не менее чем двух физических лиц.

Национальный фонд Республики Казахстан предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основной целью Национального фонда является сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.

Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

        На Национальный фонд Республики Казахстан возложены  сберегательная и стабилизационная функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов. Для выполнения сберегательной функции устанавливается неснижаемый остаток в Национальном фонде, а также не ограничивается максимальный размер Национального фонда. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.     Для достижения прозрачности распределения средств Национального фонда, они будут направляться в экономику страны только через республиканский бюджет.

         Поступления в Национальный фонд Республики Казахстан состоят из:

1) прямых налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся:

- корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль;

- налог на добычу полезных ископаемых, бонусы, доля по разделу продукции;

-  рентный налог на экспорт;

- дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;

2) других поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора, в том числе поступлений за нарушения условий нефтяных контрактов;

3) поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

4) поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения [6].

Доверительное управление активами Национального фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан, общая координация деятельности - Советом по управлению Национальным фондом.

Укрепление экономики страны было достигнуто благодаря созданию Национального фонда Республики Казахстан, который стал важным инструмен­том обеспечения макроэкономической стабильности, спо­собствующим выводу из внутреннего оборота части доходов, по­лученных вследствие высоких мировых цен на нефть и металлы. Аккумулирование средств в Национальном фонде Республи­ки Казахстан способствует поддержанию конкурентоспособнос­ти национальной экономики, достижению запланированных пара­метров роста инфляции.

Таким образом, существующие в Казахстане внебюджетные фонды решают важные задачи в социально-экономическом развитии страны, реализуя главные приоритетные задачи как в области социального обеспечения, улучшения благосостояния населения, так и крупные стратегические программы по  созданию новых производств, развитию и внедрению в производство научных и научно-технических разработок, а также финансированию прочих программ и проектов в приоритетных отраслях экономики.

Литература:

1. Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года "Об обязательном социальном страховании"

2. Правила исчисления, перерасчета (определения) и повышения размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1307

3. Закон Республики Казахстан «Об Инвестиционном фонде Казахстана» от 6 июля 2004 года N 575-II

4. Закон Республики Казахстан от 23.03.2006 N 135-III "О государственной поддержке инновационной деятельности"

5. Правила поддержки агропромышленного комплекса с участием специализированных организаций, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 645

6. Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, одобренная Указом Президента РК от 02.04.2010 года