Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Котилко В.В., Грицюк Т.В. Методы управления бюджетом выравнивающего развития в РФ и в регионах РФСоздание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях созданных за последние годы основ рыночной экономики требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики[1]. Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения. Методы управления выравниванием бюджета муниципалитета включают в себя: Во-первых, методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование, муниципальные тренды, экономика заказов и поставок в рамках муниципальных конверсионных заказов, в том числе по линии Минрегион. Это соответствует нуждам муниципальных образований в производстве наукоемко1й и высокоточной высокотехничной продукции для государственных конверсионных нужд и государственных нужд и нужд муниципалитетов в рамках конверсии оборонных запасов. Примером являются разработки Миннацпрома по продовольственным вооружениям — техническая модернизации и техническое рационализаторское усовершенствование легкой маневренной самоходной техники на базе самоходного шасси и перемодернизация ее на трактор для зерновых культур и легкий культиватор с комплектующими, перекомплектацией. Во-вторых, государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству, коммандитными товариществами на паях. И товариществе на дополнительной ответственности сотоварищей). Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства. Договора и кредиты Минрегиона и муниципального образования- субъекта федерации, с использованием счетов казначейской системы исполнения бюджета используются в следующих случаях. Во-первых, при предоставлении ссуды или кредита из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации - соответственно органов государственной власти Российской Федерации, с одной стороны, и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, с другой стороны, где названные органы представляют федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации на целевые нужды. Во-вторых, при предоставлении ссуды или кредита из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету - на основе встречного волеизъявления соответственно органов государственной власти субъекта Российской Федерации, с одной стороны, и органов местного самоуправления, с другой, где названные органы представляют бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет. Следует иметь в виду, что, во-первых. данный договор будет не гражданско-правовым, а финансово-правовым (конкретнее, бюджетно-правовым), а само кредитование как метод бюджетной деятельности будет выражать диспозитивный метод правового регулирования бюджетного отношения. Во-вторых, бюджетная ссуда и бюджетный кредит предоставляются на условиях возвратности, срочности и (возможно) возмездности. Средством реализации правового регулирования налоговых отношений бюджета является налоговое обязательство территории в РФ. Налоговое обязательство – это обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов, в соответствии с НК РФ. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается: · с уплатой налога (сбора); · со смертью налогоплательщика; · с ликвидацией организации-налогоплательщика;
Правовое регулирование бюджетных отношений в РФ Федеральный бюджет РФ дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную модернизацию, структурную модернизацию инвестиционного пути развития, и институциональные основы структурной инновационной модернизации РФ и венчура на уровне агропромышленного сектора. Это посвящена разработка индикаторов безопасности агропромышленного сектора в РФ. Это используется в стратегическом индикативном планировании бюджета. Федеральный бюджет РФ дает реальную возможность на уровне субъектов Федерации – краев, областей, регионов, муниципальных образований в соответствии с ФЗ-133 обеспечивать социальную поддержку населения определенной территории в рамках территориальной единицы, закрепленной государственно и национально-государственно. Это дает возможность реальной политической власти служить обществу и приносить общественную пользу. Бюджет- это важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического и научно-технологического прогресса, в том числе в регионах, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно нормальное функционирование хозяйственного механизма в рамках всего общества невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, стратегических направлений развития бюджета, без наличия эффективной системы управления бюджетом, бюджетным процессом и налогами, взимаемыми на территории краев, областей, регионов РФ[2]. Учитывая, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов. Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. Налог в соответствии НК РФ взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Очевидно, что успех экономической структурной модернизации реформ экономики в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать институциональным требованиям времени. Анализ федерального бюджета РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества, его основных составляющих, его сбалансированность, причины дефицита и профицита, а также выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма будут способствовать структурной модернизации реформ, связанных с промышленностью, и экологическим балансом населения и общества, и рассмотрение возможных путей их решения на примере федерального бюджета, бюджетной системы и бюджетного процесса российской Федерации. Бюджет играет важную экономическую, социальную, стратегическую и политическую роль в воспроизводственном процесса на уровне государства, территорий и административно-территориальных образований в РФ. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в балансировании хозяйственного механизма страны, в перераспределении национального дохода между отраслями, между территориями в рамках краев, областей регионов. Общими трансформационно определяющими признаками для территории и территориальной общность по законодательству РФ являются народ, границы, власть, общество[3]. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например из промышленности в сельское хозяйство0. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы, и воспроизводстве капитала территории. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями и субъектами федерации – регионами и муниципальными образованиями. И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование через бюджеты краев, областей, муниципальных образований. Кроме этого через вышеназванные бюджеты они могут получить целевые субсидии, субвенции, дотации и адресную социальную помощь. Графически эти процессы можно представить на рисунке 1.
Бюджетные Бюджетные
сборы финансирование
субсидии займы трансферты субвенции
Рисунок 1. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта РФ Бюджетные доходы, сокращая долю денежный средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, между краями, областями и территориями муниципальных образований РФ. Субвенции, трансферты, дотации, целевые зеркальные гранты со стороны стран Восточной Европы России, играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями краев, областей, муниципальных образований, и способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития в РФ. Финансовую деятельность государства и правовое положение органов власти РФ Существует система органов управления, для которых финансовая деятельность ¾ основная, определяющая содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и ведения контроля в данной сфере как его неотъемлемой функции. Названные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы организаций. Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Финансово-правовые акты ¾ это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, издающим их органам и другим основаниям. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения участников этих отношений, т. е. правовые нормы. Нормативными финансово-правовыми актами определяются виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д. По юридической природе финансово-правовые акты бывают: законодательными, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконными. Финансово-плановые акты ¾ это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль (таблица 1) Таблица 1. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета РФ на 2009-2010 годы
Источник: Приложение к Федеральному закону «О федеральном бюджете РФ на 2008год и на период до 2009-2010 года».
Как правило, источником финансирования Резервного фонда бюджетной системы РФ являются доходы нефтегазового сектора РФ и ОРСЕ, получаемые через ОРСЕ. Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Деятельность этого управления распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения. Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления Российской Федерации и субъектов Федерации, решая свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает реализацию этими органами основных задач и функций. Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления: ¨ Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России); ¨ Федеральное казначейство Российской Федерации (Казначейство России); ¨ Федеральная налоговая служба; ¨ Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Сегодня в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы. Регулирующая роль налогов в бюджете Российской Федерации и субъектов федерации Роль налогов, то есть результат их практического использования, значительно шире, многообразнее, Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более трети ЧНП – чистого национального продукта страны (таблица 2). Налоги - это императивные денежные отношения, в процессе которых образуются бюджетный фонд страны, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога – императивность. Императивность предполагает принудительный характер его взимания и принудительных характер уплаты налога. Императивность налога реализуется посредством налогового заклада, налогового залога под складское закладное свидетельство и отсроченных налоговых обязательств. Императивность предполагает отношения власти и подчинения Применительно к налогам это означает, что субъект, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенных на него обязательств – внесения налога в бюджетный фонд. При невыполнении о обязательств применяются соответствующие санкции. Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет: · денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ); · имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ). Залог имущества, поручительство и пеня обеспечивают исполнение обязанностей по уплате налогов (сборов) в случае изменения сроков их уплаты (предоставление отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита). Залог имущества. Договор залога заключается налоговым органом и залогодателем, причем залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. В случае невыполнения налогоплательщиком его обязательств по уплате налога (сбора) налоговый орган исполняет эти обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, который может быть как юридическим, так и физическим лицом; кроме того, допускается одновременное участие нескольких поручителей. Таблица 2. Дифференциация ставок налогов – НДС по уровню взимания и странам
Источник: Обзор ОРСЕ. Австрийский экономический журнал по менеджменту. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. Бюджетно-налоговые регуляторы бюджета Основополагающим фактором является то, что государство в собственном качестве все более активно участвует в экономических процессах и непосредственно как хозяйствующий субъект, и как финансовый регулятор экономики через бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику, и как арбитр в хозяйственных спорах, и как заказчик и потребитель продукции частнопредпринимательского сектора экономики для удовлетворения государственных нужд и социальных потребностей населения. Сегодня во всех странах мира государство не только активно вступает в хозяйственные связи и влияет на макроэкономические процессы, но и законодательно определяет правила игры для участников практически всех правоотношений в сфере экономики и следит за их надлежащим соблюдением (таблица 3). Бюджетная тактика хорошо согласуется с общим направлением развития реформ, нацеленных на достижение ближайших результатов бюджетного периода. Бюджетная тактика отражена в бюджетных проектировках и планах-прогнозах развития бюджета РФ на 3-х летний период. Представляемых Минфином на рассмотрение в Госдуму, после предварительного бюджетного прочтения в комитетах ГД РФ. Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, а не наоборот, строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении прибыли в частном секторе экономики, в получении от государства определенного набора общественных благ, удовлетворяющих общественным интересам и потребностям. Бюджетные отношения строятся, во-вторых, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доли доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом государство, и его граждане не в равной мере заинтересованы в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества. В этих условиях бюджет должен стать не только основой, формирующей финансовое хозяйство страны, способной наладить финансовое планирование и прогнозирования, и реальное финансовое прогнозирование через проведение на государственном уровне единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, и политики бюджетного выравнивания в краях, областях, регионах, в силу чего бюджет превращается в о один из важнейших инструментов, обеспечивающих экономическую роль государства в РФ. Бюджетные отношения, как часто финансовых отношений, формируют стратегию и тактику бюджетной политики, в том числе в области нефинансового сектора экономики. Бюджетно-финансовые правоотношения реализуются посредством налогов в РФ и странах ЕС – европейского сообщества. Так, в соответствии с НК РФ Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. Зачет и возврат излишне взысканной сумы налога. Излишне взысканная сумма налога может возникнуть в результате неправомерных действий налоговых органов. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения. Налог взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Сегодня во всех странах мира государство не только активно вступает в хозяйственные связи и влияет на макроэкономические процессы, но и законодательно определяет правила игры для участников практически всех правоотношений в сфере экономики и следит за их надлежащим соблюдением (таблица 3). Таблица 3. Структура расходов бюджета бюджетной системы (из прогноза ОРСЕ)
Источник: По данным ОРСЕ. См. «Российский экономический журнал», №12, 2010г. Финансово-бюджетное выравнивание на уровне регионов и муниципальных образования – субъектов федерации, включают в себя комплекс мер, системного воздействия государства на экономику и экономические процессы общества, опосредованных общественными взаимосвязями. Бюджетные регуляторы финансовой политики государства Среди бюджетных регуляторов, с помощью которых государство обычно пытается воздействовать на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные процессы и бюджетные отношения. Таким образом, государственные финансы (в том числе и бюджетные отношения) в условиях рынка сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовых потоков, определении вектора общественного движения всех финансовых потоков в стране, соответствующего приоритетам и целям государственного регулирования экономической политики. Бюджетное регулирование реализуется с использованием нормативов отчислений от федеральных налогов, и налоги в этом случае называются регулирующими налогами бюджета РФ. Регулирующие налоги используются там. Где это максимально необходимо для края. Области региона и для целей бюджетного выравнивания их развития в РФ (таблица 4). Таблица 4. Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов российской федерации на 2008 - 2010 годы
Нормативы отчислений (в процентах)
Источник: Приложение к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Только система рыночного обмена и рыночного межрегионального и внутрирегионального обмена в условиях выравнивающего развития бюджета в РФ может обеспечить такое распределение национального продукта, которое сделало бы возможным максимальное потребление(как личное, так и производственное), создавая условия для максимально эффективного производства. Следовательно. Государственные финансы сами подчиняются законам рационального распределения, что однако не умаляет их роли. При этом степень участия государства нельзя оценивать лишь по объему прямых государственных инвестиций. Государство не может и не должно брать на себя задачу обеспечения экономического роста только на основе государственных инвестиций, но может и должно за счет финансовых ресурсов позитивно изменять структуру производства. Внутрирегиональный рыночный обмен бюджетными услугами и промышленной продукцией, способен привлечь прямые государственные инвестиции из бюджета РФ, способствует получению инвестиционного налогового кредита, ипотечного налогового кредита, отсрочку и рассрочку по платежам налогов в бюджет, а также бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. В качестве регулятора выравнивающего развития можно привлечь зеркальные гранты из фонда благосостояния РФ. С использованием различных вариантов и схем их финансирования для России. Долгосрочная бюджетная стратегия и долгосрочная бюджетная политика государственного регулирования в бюджетной сфере РФ, постулатные основы которой заложены в бюджетном кодексе РФ, должна быть направлена на создание условий для эффективного обращения и перераспределения финансовых ресурсов с целью последовательного обращения и перераспределения финансовых ресурсов с целью последовательного развития рыночной экономики, стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности и предпринимательской активности, а также реализации функций федеральных, региональных государственных органов и органов местного самоуправления[4]. Бюджет является средством обеспечения ответственности государства перед населением. Бюджетные ассигнования по расходам в РФ в рамках среднесрочного бюджетного распределения средств по главным распорядителям бюджетных средств РФ представлены на рисунке 2. Целевое финансирование инновационной деятельности в России В России перечень наукоемких, высокотехничных отраслей и производств был разработан на основе опыта наиболее развитых стран. Он включает большую часть отраслей машиностроения, химическую, микробиологическую и медицинскую промышленность, а также золоплатиновую промышленность стратегических оборонных отраслей, в том числе золоплатиновую - литиевую промышленность. Перечень наукоемких отраслей и производств не может быть стабильным длительное время и требует периодического пересмотра на основе новых достижений науки и техники. Тенденции развития наукоемких отраслей за рубежом изучены достаточно полно. В Росси его изучение требует дополнительного исследования, в том числе в системе и системе симплекс - анализа и исследования операций на основе базовых эконометрических и иммитационных моделей; с использованием агрегатных индексов развития промышленности и индексов цен из статистики. Развитие наукоемких комплексов промышленности в последние десятилетия влияло на ситуацию в мировой экономике и место конкретных стран в мировом хозяйстве и системе международного разделения труда. В целом в структуре мировой экономики наметились две основные тенденции: увеличение доли наукоемких секторов за счет высоких сокращений доли отраслей в традиционной промышленности, в меньшей степени использующих высококвалифицированный персонал; опережающий рост сектора наукоемких услуг. Именно услуги по продвижению высоких технологий стали движущей силой экономического роста в большинстве стран и играют все возрастающую роль при внедрении инноваций в отечественную российскую промышленность. По образному выражению специалистов[5], станы, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), находятся на пути превращения « в общество наукоемких услуг». Конкурентоспособность компаний обрабатывающей промышленности и высокоточной высокотехничной промышленности уже определяются не просто конкурентоспособностью выпускаемой ими продукции, а совокупностью продукции и пакета услуг (программное обеспечение, техническое обслуживание, обучение, логистика, планирование, стратегическое программное прогнозирование и прогнозирование на основе Государственных целевых программ России. В соответствии с новой техноиндустриальной концепцией глобальная система производства стремится структурироваться «как мозаика гибких, специализированных и саморегулируемых локальных систем и локальных сетей»[6]. Объединение предприятий в сети – процесс не новый, но нынешнее его отличие заключается в том, что каждое стратегическое решение, как правило приводит к изменению внутреннего функционирования самого предприятия и параллельно с этим вынуждает его менять систему своих внешних связей: укреплять или прерывать контакты с традиционным партнерами, искать новых и организовывать межрегиональное рыночное равновесие в России. Таким образом, успех предприятия тесно связан с конкурентоспособностью его контрагентов, характером и качеством связей с ними. В настоящее время наиболее используемой в высокотехничных областях экономики считается цепочка от OFM (original desing manufacturer – разработчик изделия от дизайна) к OEM (original equipment manufacturer – производитель изделия, имеющий торговую марку или бренд) затем к CEM (contract equipment manufacturer – контрактный производитель изделия, работающий под торговой маркой заказчика,), В этой цепочке наибольшие прибыли получает OEM, хотя большая часть реального производства передана контрактному производителю, Национальные инновационные системы на международном уровне интегрируются в глобальные инновационные сети и телекоммуникации типа «Орбита». В последние годы транснациональные корпорации открывают центры исследований и разработок также в крупнейших городах России (Москва, Санкт-Питербург, Нижний Новгород, Новороссийск, Новосибирск, Тула), причем российских специалистов в основном используют на стадии исследований и разработок (таблица 5). Таблица 5. Динамика российского экспорта машин и оборудования в период 1997-2004 годы ( в млрд. долл, в текущих ценах)
Источник: по данным Госкомстата России, Федеральной службы статистики РФ, таможенной статистики России. С учетом того, что на долю стран СНГ приходится менее 1% поставок вооружений, экспорт продукции гражданского машиностроения в страны дальнего зарубежья остался на уровне 2013 года (3 млрд. долл). Если же учитывать рост издержек, то согласно оценкам экспертов доходы российских компаний от этого экспорта сократились. В этой связи возможно создание новых организационно-правовых форм, которые включали бы в себя всю инновационную цепочку специалистов, причем целевую, фундаментальные исследования, государственные научные центры, малые предприятия и венчур и технопарки (то есть производство) и наконец, выход на рынок. Остается актуальной и требует своего решения проблема подготовки специалистов высокого уровня в области управления производством и маркетинга, инновационного венчура. В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (19998г. с последующими изменениями и дополнениями, в редакции законом 2010г.), под понятием «драгоценные металлы» подразумевается золото, серебро, литий, полоний, платина м металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рудопий, рутений и осмий, германий). Под термином «производство драгоценных металлов» понимается «извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы» аффинаж драгоценных металлов». Порядок и условия «обращения драгоценных металлов» устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством и статьей 22 настоящего Федерального закона. Обращение драгоценных металлов осуществляется в виде государственных ценных бумаг (облигаций0, номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами. При этом обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательством эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 2, статья 22 Федерального закона РФ). Из этих источников и резерва средств на счетах банковских остатков средств формируется Резервный фонд РФ[7]. Одновременно с совершенствованием технологии добычи, переработки золотосодержащего сырья, с изменением органов управления, контроля, хранения, учета и оценки драгоценных металлов, а также с обновлением форм и способов организации труда на государственных предприятиях и в старательских артелях происходили поиски методов государственного стимулирования развития золотодобывающей промышленности, например в округе Юрга и Сахалине. Ученые-химики и специалисты ОАО «Красцветмет» разработали эффективные технологические процессы и специализированное оборудование, позволяющее производить золото и серебро с гарантированным качеством 999,999% - 99,9999%. При этом не применяется финишный электролиз и высокотоксичные, дефецитные и дорогостоящие реактивы. Главным достоинством этой технологии является низкая продолжительность производственного цикла, высокий возврат металлов заказчику (Драгоценные металлы. Драгоценны камни. 1999, №4, с.45-46). Завод получает сырье из всех регионов России, независимо от массы партии и все параметры вводятся в компьютерную систему, груз взвешивается на электронных прецизионных весах. Другой особенностью нашей страны заключалась в монополизации производства драгоценных металлов и абсолютном контроле за этой сферой через небольшое количество химических заводов и (2-30 аффинажных заводов, мощность которых постоянно наращивалась вне зависимости от развития добывающих производств. За рубежом же считается нормой, когда добывающие металлы предприятия имеют свои обогатительные мощности. Пример производства металлов для платиновой и золотолитиевой промышленности в округе Юрга представлен в таблице 6 для завода «Юрга-Эталь». Таблица 6. Технологических процесс производства золотоплатиновых изделий с литием в Юрга
Источник. НИИ стали и сплавов в г. Юрга. По мнению академика МАИ, д. г-м. Н, проф. Дистлера В.В. стратегические интересы России связаны с металлами платиновой группы, так как до середины ХХI века Россия и Восточная Европа будут определят состояние мирового производства и потребления этих металлов. Это справедливо, поскольку платиновые металлу несут двоякую нагрузку: 1) банковскую валютно-залоговую (аналогичную золоту) и 2) технологически-производственную, связанную с уникальными свойствами платиновых металлов, которые используют в новых отраслях и технологиях ХХI века. По оценкам фирмы «Джонсон Матти», дающей ежегодный обзор перспектив мирового рынка металлов платиновой группы, рыночный спрос на платиновые металлы характеризуется постоянной тенденцией роста. В настоящее время мировой спрос на платину превысил 162т. Наивысшую динамику спроса показывает палладий[8]. Общий современный объем производства палладия достиг 220-232 тонн. Потребность в нем связана с появлением технологий его использования в схемах микропроцессоров вычислительной и аналого-информационной техники и ростом его потребностей в медицине. По родию, иридию, рутению и осмию ситуацию отличается стабильностью. Кроме того, на мировом рынке автомобильная промышленность увеличила использование палладия для технологии по производству катализаторов. По данным департамента драгоценных металлов и драгоценных камней Минэкономрегионразвития России особенности золотодобывающей промышленности России связаны с макроэкономической и политической ситуацией в стране. Сдачу золотосодержащего сырья на аффинажные заводы осуществляют 475 недропользователей. В отрасли сейчас занято 70 тысяч работающих. Объем товарной продукции отрасли составляет 0,5% от ВВП. Источниками золота являются месторождения трех типов: золотые коренные рудные), золотосодержащие цветные металлы (комплексные) и золотоносные россыпи России, в том числе в округе Юрга. Специфика отношений бюджета РФ как части финансовых отношений, складывающихся между государством, юридическими и физическими лицами состоит в том, что они[9]: - во-первых, возникают в процессе, непременным участником которого являются государство, будучи при этом непременно и одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса; - во-вторых. Они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств. Предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Понимаемых как потребности аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах; - в - третьих бюджетные отношения формирующие бюджетную политику государства строятся на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг и посредством передачи государству части доходов виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мер заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества. Поэтому современные бюджетные отношения не ограничиваются законодательно утвержденным порядком формирования доходов и осуществления расходов федерального, региональных и и местных бюджетов. Они развиваются в правовом поле функционирования всей финансовой системы страны, которое включает не только принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ и структурные взаимосвязи ее составляющих, но и правовое поле Федерации ее субъектов в РФ, и правовое положение всех субъектов бюджетных отношений и бюджетных отношений права – налогоплательщиков, бюджетополучателей и всех участников воспроизводственного процесса в отношениях бюджета Федерации и ее субъекта; а также правовое регулирование бюджетов различных уровней и межбюджетных отношений, определяющих основы бюджетного процесса в РФ. Для экономического роста необходима в первую очередь макроэкономическая стабильность: низкий курс инфляции. Прогнозируемый курс национальной валюты, Общая финансовая устойчивость. Важным условием устойчивого экономического развития являются также предсказуемая государственная бюджетная и налоговая политика. – только в стабильных и понятных условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты, инвестировать. Создание и поддержание таких условий – главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны[10]. Вместе с тем существенную роль для бизнеса играет развитость социальной инфраструктуры - дорожной, портовой, аэропортовой сети, надежность электроснабжения. Будет продолжаться развитие высокотехничных отраслей экономики, внедрение инновационных технологий в производственные процессы. что будет способствовать диверсификации структуры экономики. Указанные тенденции подтверждаются ростом расходов в 2011 году на 14,6%, а также прикладные исследования в области национальной экономики и инновационной политики в 2013-2017 годах более чем на 10-13 % ежегодно. Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет России. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, устойчивые темпы экономического роста в стране, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ. Наконец из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Именно поэтому конкретные направления бюджетной политики формулируются в бюджетном послании Президента Российской Федерации[11]. Основ для решения социальных проблем – высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающих создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты РФ), определяющих степень доверия людей к государству и готовность инвестировать экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита административных прав собственности, как упомянула в своем выступлении министр Минэкономразвития РФ Наибулина О.С.[12] Кроме этого министр упомянула: обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции в РФ и СНГ. Государство должно поддерживать развитие транспортной коммуникации и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли, газификации и гидротехники и других стратегических отраслей экономики РФ (таблица 7). Таблица 7.
Государственное (муниципальное) задание и государственное конверсионное задание должно содержать на государственные нужды и государственные закупки следующее в РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ: - выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального ) задания; - определение категорий физических или юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; - показатели характеризующие качество и (или) объем (состав0 оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных муниципальных услуг; - порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам; - предельные цены (тарифы) на оплату государственных( муниципальных) услуг физическим и ли юридическим лицам в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления. - требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов и планировании бюджетных ассигнований на оказание услуг государственными (муниципальными) учреждениями т и иными некоммерческими организациями государственных (бюджетных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждению бюджета на очередной финансовый год и плановый период ( с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрации. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством российской федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственное (муниципальное) задание или государственные муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных ниже. В случае если предметом государственного муниципального контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения РФ, утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года – в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решение о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Рисунок 2. Бюджетные ассигнования на расходы бюджета РФ на 20008-2010 годы по разделам и подразделам классификации расходов бюджета. Источник: Приложение к Федеральному закону «О федеральном бюджете РФ на 2008год и на период 2009-2010 годы».
[1] «Стратегия развития бюджета РФ до 2023 года». // Minecom.ru
[2] Стратегические параметры бюджета России.// Minfin. ru
[3] Грицюе Т.В. Роль государства в постиндустриальном обществе усиливается. Финансы и кредит. № 6, 2006.
[4] Основные направление налоговой политики 2012 год и на период 2013-2015 год. // Minfin. ru
[5] Экономический обзор ОРСЕ. Австрия. – Austrian economic management magazin. - Austrian, 2010.
[6] Журнал «Экономист», №9, статья доктора экон. наук., професс. Н Бекетова «Государственная политика инноваций», 2007.
[7] Котилко В.В. Золотоплатиновая промышленность в ХХI веке (этапы, методы и сценарии развития) –Москва-Красноярск, 2007. dbnbz0/ Vjdrdf0Rhfcyjzhcr? 20007/
[8] Котилко В.В. Стратегия развития производства и использования металлов платиновой группы в ХХ веке. // «Экономика и коммерция»,№1, 2000, c. 54-64.
[9] Грицюк Т.В.
[10] Бюджетное послание Президента Российской Федерации на 2008 год. //Minfin. ru
[11] Стратегия развития Российской Федерации до 2023 года. //Mineconom.ru
[12]«Стратегия устойчивого экономического роса Российской Федерации до 2030 года». Minfin. ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||