Каталог статей | |||
Даулетбаев Б.Т. Основные направления регулирования финансового рынка КазахстанаДействующая практика регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций соответствует международным стандартам. Интегрированный единый надзор является наиболее перспективной схемой финансового надзора, сфокусированной на регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, исключающей риск конфликта интересов, имеющий место при функциональных или институциональных схемах надзора.Дальнейшее совершенствование регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций и функционированием финансовых рынков будет осуществляться с учетом изменения международных стандартов регулирования и надзора, с учетом особенностей функционирования и развития каждого сегмента финансового рынка. Основываясь на уроках нынешнего кризиса, ужесточение регулирования и надзора за субъектами финансового сектора необходимо подкреплять усилением макропруденциального подхода, предполагающего систему мероприятий, предпринимаемых в целях предотвращения системных рисков. Макропруденциальный подход должен стать важной предпосылкой и фактором усиления существующей структуры регулирования и надзора, в которой основное внимание уделяется надежности отдельных институтов и рынков. В настоящее время растет понимание необходимости более полного, всестороннего и эффективного регулирования. Предполагается изучить возможность расширения сферы и периметра регулирования, включая все виды деятельности, создающие риски для экономики в целом, недопущение концентрации риска за пределами периметра регулирования. При этом регулирование должно ориентироваться на виды деятельности, а не на организации (рисунок) [1].
Рисунок - Основные риски при развитии финансового сектора Республики Казахстан На сегодняшний момент в Казахстане сформирована многоуровневая система финансовых институтов, позволяющая в полной степени удовлетворить потребности в финансовых услугах. Международный опыт многих стран доказывает неэффективность создания специализированных отраслевых банков, неспособность данных институтов функционировать в полноценной конкурентной среде, необходимость постоянной поддержки со стороны государства. Кредитные товарищества, микрокредитные организации наряду с другими организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, должны продолжать способствовать развитию системы финансового посредничества в стране. Однако, учитывая, что подобные организации являются поставщиками небольших по размеру, но высоко-рисковых кредитов, максимальный лимит обязательств на одного заемщика будет пересмотрен. В целях недопущения разрастания системного риска кредитных товариществ и микрокредитных организаций, их возможности по осуществлению отдельных видов финансовых операций, включая привлечение депозитов (в любых формах), также будут законодательно пересмотрены. Будет рассмотрена возможность законодательного регулирования ростовщической деятельности. В целях повышения эффективности перестраховочной деятельности отечественных страховых организаций, стимулирования роста их капитализации будут введены дифференцированные лимиты собственного удержания как по отдельному договору перестрахования, так и по классу страхования в целом, при перестраховании у нерезидентов в зависимости от размера и характера страховых рисков, показателей убыточности. Также будут пересмотрены лимиты по совокупному объему перестраховочных премий, переданных перестраховочным организациям-нерезидентам по завершении финансового года [1]. Таким образом, меры регулирования будут направлены на обеспечение оптимального соотношения роста и устойчивости, что будет способствовать сбалансированному развитию финансового сектора и экономики, недопущению надувания в ней "мыльных пузырей" и предупреждению негативных эффектов "домино" в деятельности финансовых организаций. В целях обеспечения системного подхода и повышения эффективности надзорной деятельности практика регулирования и надзора за различными видами финансовых организаций будет в необходимой степени унифицирована по видам деятельности на финансовом рынке. В целях недопущения и пресечения вывода активов казахстанских финансовых организаций в результате неправомерных действий должностных лиц финансовых организаций на законодательном уровне будут определены порядок и механизмы взаимодействия и координации правоохранительных органов с органами финансового мониторинга по мониторингу, выявлению и принятию превентивных мер в отношении совершения финансовыми организациями подозрительных операций [2]. Надзорным органом будут установлены дополнительные требования к финансовым организациям по обеспечению прозрачности процесса принятия решений по осуществлению зарубежных инвестиций и кредитования. Будут ограничены риски, связанные с осуществлением финансовыми организациями операций в странах с высоким уровнем правовых рисков и низким уровнем защиты прав инвесторов и кредиторов. В этой связи будет предусмотрена имущественная и уголовная ответственность в отношении должностных лиц финансовых организаций за совершение таких неправомерных операций. Таким образом, казахстанская финансовая система характеризуется достаточно высоким уровнем рыночной концентрации. Особенно это касается банковского и пенсионного секторов страны. Наличие подобных тенденций и последствия нынешнего кризиса для финансового сектора Казахстана еще раз подтвердили традиционную теорию, когда риски крупнейших финансовых институтов оказывают системное давление на состояние всей финансовой системы. В этих условиях одним из ключевых приоритетов посткризисного развития будет являться стимулирование конкуренции в финансовом секторе. Это предусматривает в качестве прямой меры необходимость постепенного увеличения минимального размера капитала, в первую очередь, банков. Укрупнение и консолидация либо их реорганизация в другие виды финансовых институтов будут способствовать росту рыночной доли средних банков, способных по массовым продуктам оказать должную конкуренцию крупным банкам. Более того, наиболее успешным условием развития банков и банковских продуктов является их конкурентоспособность.
Литература: 1. Указ Президента РК от 1 февраля 2010г. №923 «О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» 2. Постановление Правительства РК от 25 декабря 2006г. №1284 «О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы». | |||