Каталог статей |
Сартанова Н.Т. Республика Казахстан, г. Костанай, Государственное финансовое планированиеГосударственное финансовое планирование - это система, комплекс взаимоувязанных элементов, состоящий из принципов, документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивающий развитие страны. Участники, процессы и документы системы государственного планирования представлены на рисунке [1].В соответствии с Указом «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» от 18 июня 2009г. №827 система государственного планирования базируется на следующих принципах [1]: Ø единства и целостности, т.е. единство законодательства в сфере государственного планирования, принципов организации и функционирования Системы государственного планирования, а также порядка осуществления процесса государственного планирования; Ø внутренней сбалансированности - согласованность документов системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов; Ø результативности и эффективности, т.е. выбор целей, задач и показателей результатов должен быть максимально правильным (результативным), основываться на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов; Ø самостоятельности выбора путей решения задач, т.е. самостоятельность участников процесса государственного планирования в выборе путей и методов достижения целей и решения задач развития страны в пределах своей компетенции; Ø ответственности участников процесса государственного планирования, т.е. обеспечение ответственности за неэффективность решения задач и не достижение ожидаемых результатов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан; Ø прозрачности (открытости), т.е. обязательное опубликование документов Системы государственного планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственным секретам; Ø достоверности и реалистичности - обоснованная возможность достижения целей развития, установленных документами Системы государственного планирования, а также обоснованность показателей результатов, используемых в процессе государственного планирования; непрерывности, преемственности и последовательности, ступенчатый характер Системы государственного планирования, т.е. успешность достижения целей, задач, показателей результатов вышестоящих документов зависит от качества и своевременности планирования и достижения целей, задач, показателей результатов нижестоящих документов, а также непрерывный механизм ее функционирования; Ø ресурсной обеспеченности; Ø определение источников и объемов финансирования, людских, других материальных и нематериальных ресурсов по основным направлениям стратегических планов государственных органов для достижения поставленных целей и задач. В реализацию Указа Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» от 18.06.2009 г. №827 подписан другой Указ Президента РК «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 4.03.2010г. №931, которым утверждены Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Казахстана, государственных программ, программ развития территорий, стратегических планов государственных органов, а также приняты постановления Правительства Республики Казахстан [2]: Ø о правилах разработки прогноза социально-экономического развития; Ø о правилах разработки Концепции, доктрины; Ø о правилах разработки, утверждения и оценки реализации стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний; Ø о правилах разработки, утверждения и мониторинга отраслевых программ; Ø об утверждении прогнозной схемы территориального развития страны; Ø об утверждении перечня государственных программ. Одновременно продолжается внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Реформирование системы бюджетирования связано с необходимостью усиления контроля за достижением целей государственного финансирования, оценкой результативности и эффективности бюджетных расходов. Основными критериями оценки работы госорганов по БОР являются экономическая эффективность государственных программ (соотношение объема предоставленных услуг и затрат на их предоставление) и социальная эффективность (степень достижения конечных результатов, последствий, социальных эффектов программ). Кроме того, переход к формированию бюджета, ориентированного на результат, дает возможность повысить прозрачность бюджетных расходов и их ориентацию на достижение конечных результатов, а также не допускать недоосвоения бюджетных средств Таким образом, новая система государственного планирования позволит: Ø выстроить сбалансированную, эффективную и целостную систему стратегических и программных документов страны, где необходимость и правомерность разработки документа нижестоящего уровня вытекает из документов вышестоящего уровня, а контроль и оценка реализации документов, стоящих на уровни выше, осуществляются на основе документов нижестоящих уровней; Ø упорядочить и оптимизировать излишние виды документов, выстроить эффективную иерархию программных документов для достижения конкретных целевых результатов; Ø усилить контроль за достижением целей государственного финансирования, оценкой результативности и эффективности бюджетных расходов. Литература: 1 Указ Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» от 18 июня 2009г. №827 2 Указ Президента РК «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 4 марта 2010г. № 931 3 www.minplan.kz |