Каталог статей

Сартанова Н.Т. Республика Казахстан, г. Костанай,

Государственное финансовое планирование

Государственное финансовое планирование - это система, комплекс взаимоувязанных элементов, состоящий из принципов, документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивающий развитие страны. Участники, процессы и документы системы государственного планирования представлены на рисунке [1].

В соответствии с Указом «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» от 18 июня 2009г. №827 система государственного планирования базируется на следующих принципах [1]:

Ø единства и целостности, т.е. единство законодательства в сфере государственного планирования, принципов организации и функционирования Системы государственного планирования, а также порядка осуществления процесса государственного планирования;

Ø внутренней сбалансированности - согласованность документов системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов;

Ø результативности и эффективности, т.е. выбор целей, задач и показателей результатов должен быть максимально правильным (результативным), основываться на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;

Ø самостоятельности выбора путей решения задач, т.е. самостоятельность участников процесса государственного планирования в выборе путей и методов достижения целей и решения задач развития страны в пределах своей компетенции;

Ø ответственности участников процесса государственного планирования, т.е. обеспечение ответственности за неэффективность решения задач и не достижение ожидаемых результатов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

Ø прозрачности (открытости), т.е. обязательное опубликование документов Системы государственного планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственным секретам;

Ø достоверности и реалистичности - обоснованная возможность достижения целей развития, установленных документами Системы государственного планирования, а также обоснованность показателей результатов, используемых в процессе государственного планирования; непрерывности, преемственности и последовательности, ступенчатый характер Системы государственного планирования, т.е. успешность достижения целей, задач, показателей результатов вышестоящих документов зависит от качества и своевременности планирования и достижения целей, задач, показателей результатов нижестоящих документов, а также непрерывный механизм ее функционирования;

Ø ресурсной обеспеченности;

Ø определение источников и объемов финансирования, людских, других материальных и нематериальных ресурсов по основным направлениям стратегических планов государственных органов для достижения поставленных целей и задач.

В реализацию Указа Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» от 18.06.2009 г. №827 подписан другой Указ Президента РК «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 4.03.2010г. №931, которым утверждены Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Казахстана, государственных программ, программ развития территорий, стратегических планов государственных органов, а также приняты постановления Правительства Республики Казахстан [2]:

Ø о правилах разработки прогноза социально-экономического развития;

Ø о правилах разработки Концепции, доктрины;

Ø о правилах разработки, утверждения и оценки реализации стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний;

Ø о правилах разработки, утверждения и мониторинга отраслевых программ;

Ø об утверждении прогнозной схемы территориального развития страны;

Ø об утверждении перечня государственных программ.

Одновременно продолжается внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Реформирование системы бюджетирования связано с необходимостью усиления контроля за достижением целей государственного финансирования, оценкой результативности и эффективности бюджетных расходов.

Основными критериями оценки работы госорганов по БОР являются экономическая эффективность государственных программ (соотношение объема предоставленных услуг и затрат на их предоставление) и социальная эффективность (степень достижения конечных результатов, последствий, социальных эффектов программ). Кроме того, переход к формированию бюджета, ориентированного на результат, дает возможность повысить прозрачность бюджетных расходов и их ориентацию на достижение конечных результатов, а также не допускать недоосвоения бюджетных средств

Таким образом, новая система государственного планирования позволит:

Ø выстроить сбалансированную, эффективную и целостную систему стратегических и программных документов страны, где необходимость и правомерность разработки документа нижестоящего уровня вытекает из документов вышестоящего уровня, а контроль и оценка реализации документов, стоящих на уровни выше, осуществляются на основе документов нижестоящих уровней;

Ø упорядочить и оптимизировать излишние виды документов, выстроить эффективную иерархию программных документов для достижения конкретных целевых результатов;

Ø усилить контроль за достижением целей государственного финансирования, оценкой результативности и эффективности бюджетных расходов.

Литература:

1 Указ Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» от 18 июня 2009г. №827

2 Указ Президента РК «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 4 марта 2010г. № 931

3 www.minplan.kz