Каталог статей |
Титова А.О. Медицинская услуга: общественное благо или товарВ современной экономической литературе нет единого мнения по поводу определения «медицинская услуга» как общественного блага и как товара. Это связано с тем, что в течение длительного времени медицинские услуги оказывались населению государственными лечебными учреждениями, и в сфере здравоохранения лишь недавно возникла возможность расширения спектра платных медицинских услуг. Это было связано с тем, что здравоохранение как составная часть социальной сферы лишь относительно недавно получило возможность осуществлять коммерциализацию своей деятельности.Медицинская помощь традиционно в российской экономической литературе рассматривается как процесс безвозмездного оказания услуг населению. Об этом свидетельствуют и правовые законодательные акты в которых медицинская услуга трактуется как медицинская помощь. Однако, в связи с принятием в Марракеше Генерального соглашения по торговле услугами медицинская помощь рассматривается как медицинская услуга.[1] Отнесение медицинской услуги к сфере услуг связано с тем, что она в отдельных случаях имеет товарный характер, т.е. осуществляется на платной основе, что в полной мере соответствует пониманию услуги с позиций международных организаций. Услуга – любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может передать другой и которая в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может не быть связано с товаром в его материальном виде [2; с. 575]. Мнение Ф. Котлера разделяет П.А Плесовский., который считает, что целесообразно осуществление разделения благ на товары и услуги, исходя из признака вещественности. Товар – это продукт, который находится в вещественной форме. В здравоохранении товарами называются блага, являющиеся условием оказания медицинской услуги. К ним относятся лекарственные препараты, изделия медицинской техники. Они могут накапливаться, храниться длительное время, предоставляться потребителям независимо от места и времени их создания. Обычно такой товар бывает лишь приложением к медицинской деятельности. Услуга – это действие. В отличие от товаров, услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве [3; с. 54]. Галкин Р.А., Двойников С.И. и др. считают, что услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые, в основном, неосязаемы, и приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде. Однако экономическая полезность делает услугу предметом торговли [1; с. 70]. Большинство медицинских услуг имеют свойство товара, то есть могут покупаться и продаваться, иметь цену, их может приобретать пациент за счет личных средств, они могут оплачиваться страховой компанией или предприятием из фонда социального развития коллектива. Экономическое благо, предназначенное для обмена, является товаром. Специфику услуги как товара можно охарактеризовать следующими свойствами: 1. Общие: неосязаемость (нематериальный характер) услуги до ее получения; неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость качества; неспособность услуг к сохранению впрок (сиюминутность). 2. Экономические: себестоимость; рентабельность; эффективность; цена услуги; методика ценообразования. 3. Медико-социальные: своевременность; доступность; качество [5; с. 36-37]. Плесовский П.А. трактует медицинскую услугу как благо и как товар, обосновывая свою позицию тем, что значительная часть медицинских услуг относится к экономическим благам, и с другой стороны, доказывая, что медицинские услуги обладают свойствами свободных неэкономических благ (природные богатства в виде грязевого или бальнеологического лечения) [3; с. 54]. Однако в последнее время все чаще среди экономистов бытует мнение о том, что медицинские услуги относятся к общественным благам. Например, Н.Г. Шамшурина считает, что медицинскую услугу можно отнести к чистым общественным благам и чистым частным благам в зависимости от формы медицинской помощи [4; с. 36], понимая под чистым частным благом экономическое благо. Не смотря на альтернативные точки зрения на медицинскую услугу как блага и как товара в последнее время доминирует позиция экономистов, рассматривающих медицинскую услугу как смешанное общественное благо, уточняя, что в общественном секторе здравоохранения медицинская услуга оказывается как общественное социально значимое благо, а в коммерческом секторе, в котором преобладают рыночные законы, медицинская услуга оказывается как частное благо [3; с. 59]. Особенностью медицинской услуги является и то, что при ее производстве используются товары, произведенные практически во всех отраслях, начиная с энергетики и сельского хозяйства и заканчивая электроникой и аэрокосмическими отраслями. Производство ни одного другого товара или услуги не требует столь широкого спектра производственных связей. Услугам присущи четыре характеристики: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость. Медицинские услуги можно разделить на три группы: – постоянно востребованные населением услуги, которые могут оказывать все лечебные учреждения, то есть те виды и методы лечения которые применяются при распространенных заболеваниях (ОРВ, пневмония, гастриты и др). – редко востребованные населением услуги, возможно раз в жизни, которые могут оказывать большинство лечебных учреждений, то есть операции по апедэктомии, язвенной болезни желудка и т.д. – редко востребованные населением услуги, оказываемые небольшим количеством медицинских учреждений к которым можно отнести различные альтернативные, экспериментальные методы лечения, а также дорогостоящие высокоспециализированные виды помощи при редких случаях заболевания. Медицинские услуги предоставляются каждому человеку (пациенту) в рамках отдельно взятого медицинского учреждения. Совокупность медицинских организаций разных форм собственности и частнопрактикующих врачей, а также посреднические организации, такие как фонд обязательного медицинского страхования, фонды дополнительного медицинского страхования и страховые организации образуют рынок медицинских услуг. Медицинские услуги, входя в сферу услуг, в то же время имеют свои особенности, отличные от услуг, оказываемых в других отраслях: во-первых, полезный эффект медицинских услуг, такой как результат диагностики, профилактики, лечения и реабилитации предопределяется взаимодействием производителя данной услуги, в качестве которого выступает медицинский работник, с потребителем – пациентом. Доминирующую роль в сфере оказания медицинской услуги играет личный фактор. Кроме того, результатом оказания медицинской услуги является изменение состояния пациента (потребителя), а не изменение, например, социально-бытовых условий, которое является результатом оказания услуг жилищно-коммунальными службами; во-вторых, также как и в других сферах услуг, процесс производства и процесс потребления медицинской услуги совпадают по времени, при этом, особенностью сферы медицинских услуг является то, что фаза производства логически опережает потребление. Это обусловлено необходимостью проведения предварительного и подготовительного периода к лечебному процессу, связанного с проведением лабораторно-диагностических исследований и постановкой диагноза; в-третьих, конечный результат оказания медицинской услуги, то есть изменение состояния человека, может быть по времени значительно отдален от момента ее производства и, как правило, имеет особые формы проявления; в-четвертых, конечные результаты функционирования рынка медицинских услуг непосредственно не поддаются стоимостной оценке. Вышеперечисленные особенности оказания медицинских услуг позволяют выделить рынок медицинских услуг из сферы услуг в целом. Сфера медицинских услуг, будучи одной из составляющих социальной сферы, является при этом специфической отраслью сферы услуг, в этой связи всю систему здравоохранения логично рассматривать с учетом все более возрастающей роли сферы услуг в обществе.
Библиографический список: 1. Галкин Р.А., Двойников С.И., Павлов В.В., Поляков И.В., Уваров С.А., Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении: Монография. – Самара-Санкт Петербург, «Перспектива», 1998. С. 70 2. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. / Общ. Ред. Е.М. Пеньковой.–М.: Прогресс, 1990.–С. 575 3. Плесовский П.А. Медицинская услуга как социальное и экономическое благо// Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Север. Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.-2007.-№4. С.54 4. Шамшурина Н.Г. Экономика лечебно-профилактического учреждения. М., МЦФЭР, 2001 5. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Решетникова. – М., 2003. С. 36-37
[1] В статье 1 Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), принятого в Марракеше 15 апреля 1994 г. содержатся следующие положения: (b) "услуги" включают любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при осуществлении функций правительственной власти; (с) "услуга, поставляемая при осуществлении функций правительственной власти" означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг. |