главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Доктор э.н., профессор О. В. Шепеленко и А.И. Алфимова Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в УкраинеМалый бизнес традиционно является основой социально-экономического развития капиталистических систем. Его вклад в ВВП западных стран достигает 40-50% [1]. В малом бизнесе занято более 50% населения Европы и 90% населения США. Однако, в настоящее время этот сегмент не играет существенной роли в обеспечении экономического роста в Украине. Его доля в ВВП составляет лишь 5-6% [2]. Учитывая ключевую роль малых предприятий (далее – МП) в стимулировании конкуренции, внедрении инновационных технологий, повышении эффективности производства и экономики в целом, исследование проблем развития малого бизнеса в Украине является чрезвычайно актуальным, поскольку эта социальная группа давно стала основой формирующегося среднего класса, являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. Целью статьи является: выявление основных проблем и факторов, которые сдерживающих развития малого бизнеса в Украине, а также пути их решения. Среди причин слабого развития отечественного сектора малого предпринимательства следует выделить, наличие целого комплекса дестимулирующих факторов, в числе которых можно выделить макро- и микроэкономические. К группе макроэкономических факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса в Украине, на наш взгляд, относятся следующие: 1. Налоговая политика. Многие положения нового Налогового Кодекса отрицательно повлияют на развитие малого бизнеса. В частности, введение налога на недвижимость, расширение прав государственных проверяющих органов, усложнение механизмов возмещения НДС, большое количество подзаконных актов, усложняющих налоговую систему, и другие нововведения станут серьезным препятствием развития МП в Украине. 2. Административные барьеры. Большое количество законов, нормативных актов, инструкций запутывает предпринимателей; предприятия повергаются частым безосновательным проверкам со стороны государственных органов. 3. Ограниченность внутреннего спроса и кризис сбыта на внутреннем рынке. Малый бизнес постоянно теряет основных потребителей своей продукции вследствие снижения доходов граждан, ухудшения уровня жизни населения. 4. Неразвитость механизмов государственной поддержки МП. В Украине еще не сформировалась эффективная система государственной поддержки и защиты малого предпринимательства. Механизмы финансирования и кредитования, информационного и консультационного обеспечения, система подготовки и кадров для предпринимательской деятельности остаются несовершенными. 5. Теневая экономика. 33-60% малого и среднего бизнеса Украины находится «в тени» [3]. Нередко МП вынужденно становятся участниками теневой экономики, пытаясь избежать налогового давления и государственной бюрократии. 6. Неразвитость инфраструктуры. Незначительная роль объектов инфраструктуры в развитии малого бизнеса приводит к отсутствию налаженных механизмов эффективного сотрудничества и обмена информацией между различными организациями, поддерживающими МП. Перечисленные факторы сдерживают развитие одной из перспективных составляющих малого бизнеса – молодежного предпринимательства, в том числе интернет-предпринимательства (2/3 предприятий в Украине регистрируют молодые люди до 35 лет). По словам пресс-секретаря Партии малого и среднего бизнеса А. Ермейчук, интернет-среда – это бизнес-инкубатор, где молодые люди могут попробовать свои силы в предпринимательстве, ничем не рискуя [4]. На наш взгляд, для создания успешного бизнеса необходимы – умение предпринимателя находить нестандартные решения, предпринимательский талант и искренность с деловыми партнерами. Однако, даже выполнение этих условий не способно обеспечить дальнейшее процветание МП в Украине. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что проблема малого предпринимательства в нашей стране носит системный характер. Развитию малого бизнеса в Украине будет способствовать реализация следующих мер: – совершенствование налогового законодательства в направлении упрощения правил открытия и ведения малого бизнеса, создания разумных, справедливых условий налогообложения МП; – развитие механизмов привлечения финансирования для старта молодежного бизнеса (в России, например, существует система поддержки молодых предпринимателей в виде денежных отчислений на стартовый капитал из федеральных, региональных венчурных фондов и других источников); – укрепление доверия к банковской системе, повышение ее прозрачности, совершенствование системы обучения и консультирования клиентов-представителей малого и среднего бизнеса; – повышение профессионального уровня сотрудников государственных контролирующих органов. Литература 1. Присяжнюк, П. Мал да удал [Эл. текст. данные]. – (58289 байт). – [18.03.2011]. Режим доступа:<[сылка более недоступна} |