Каталог статей | ||||
Богуславцева О.С. Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала страховой компанииНаучные исследования в области развития персонала страховых компаний свидетельствуют о том, что этому аспекту уделяется недостаточно внимания со стороны руководства в процессе функционирования компаний. Большинство организаций не хотят вкладывать инвестиции в развитие персонала. Хотя давно уже доказано, что именно человеческие ресурсы являются основным фактором развития организации.Следовательно, систематическая работа по развитию персонала приводит к изменению управленческих моделей, поднимает управление персоналом на новый уровень, определяющий стратегию развития компании в целом. Так в настоящее время большую популярность получила философия коучинга. Можно предположить, что коучинг может являться современным подходом к обучению и развитию персонала страховых компаний. Сегодня коучингом активно пользуются многие организации в сфере торговли, производства. Что же такое коучинг[1]? Коучинг предполагает, что решение принимается на основе оценки реальных условий: имеющегося опыта, доступных ресурсов, возможного сопротивления людей. Соответственно, принятие организацией концепции коучинга должно следовать за тщательным изучением всех обстоятельств, в которых будет реализовываться проект. Одна из целей коучинга - раскрытие индивидуального уникального потенциала, что, собственно, и приводит к инновациям, качественно иному уровню ответственности сотрудников, повышению эффективности их труда. Значит, и страховой компании нужно прийти к своему пониманию идеи коучинга. Не скопировать типовую, пусть и интересную, западную методику, а разработать новую, идеально подходящую именно для своей компании. Коучинг как инструмент менеджмента — это помощь сотрудникам в развитии и обучение в процессе совместной работы. При этом используются определенные методы, техники постановки вопросов, совместного обсуждения[2]. Нами предлагается проект, который предполагает четыре направления работы. Они не следуют строго друг за другом во времени, а сосуществуют, усиливая друг друга (рис. 1).
Рис. 1. Направления работы коучинга Все начинается с подготовки персонала к внедрению системы коучинга, т.е. с предоставления систематической и комплексной информации о том, что такое система коучинга, какие перспективы она открывает для страховой компании в целом и для каждого сотрудника лично. Вторым шагом является разработка технологий и инструментария, с помощью которых будет осуществляться процесс обучения персонала. Третий шаг – подготовка внутренних коучей, т.е. специально подготовленных специалистов в данной области. И заключительным этапом является разработка и развитие концепции проекта. Здесь определяются формы и методы работы, разработка процедур коучинга. Таким образом, в соответствии с предлагаемой моделью, коучинг в страховой компании предстает в партнерстве трех ролей: коучи — менеджер — коуч по развитию (рис. 2).
Рис. 2. Партнерства трех ролей при коучинге Коучи - сотрудники, которые получают коучинг в процессе развития. Менеджер - сотрудник, ответственный за выполнение рабочего процесса. Он наблюдает за развитием первых и отвечает за координацию действий всех участников. Обычно эту роль выполняет непосредственный руководитель. Коуч по развитию - любой функциональный менеджер, прошедший специальную подготовку, эксперт в своей профессиональной области. Он устанавливает партнерские отношения с коучи, предоставляет коучинг для развития компетенций[3]. Программа подготовки коучей по развитию включает в себя три этапа: 1. Общая подготовка; 2. Специальная подготовка; 3. Индивидуальная подготовка. На этапе общей подготовки нужно предусмотреть участие коучей во всех мероприятиях в рамках первого направления работ и проведение серии базовых семинаров: «Взаимодействие и коммуникация в коучинге», «Мотивация и обратная связь», «Эмоциональный интеллект», «Процедуры и технологии коучинга». Каждый семинар включает в себя тренировочную коуч-сессию и обязательную процедуру взаимной супервизии участников. Все семинары проводятся «в стиле коучинг», а использование элементов тренинга позволяет сформировать у участников навыки, необходимые для проведения эффективных коуч-сессий. Для поиска подхода к организации специальной подготовки внутренних коучей надо провезти серию групповых структурированных интервью, разработать модель идеального коуча. Известно, что потребность в коучинге возникает у сотрудника в двух ситуациях. Далее сотрудникам предлагается пройти обучение в одной, двух или трех малых группах по развитию компетенций в формате «мастер-классов», максимально индивидуализировано. Третий этап - сопровождение коучей в ходе работы — предполагает индивидуальную подготовку. Для каждого участника учебной группы прописать индивидуальную программу, базирующаяся на личных возможностях, ограничениях, субъективных потребностях и результатах предыдущей подготовки, учитывающая внешние факторы. Основные методы: ассессмент индивидуальных стилей, супервизия, индивидуальные консультации с использованием аудио- и видеоматериалов, сессии внешнего коучинга, семинары по обмену опытом. Таким образом, коучинг, как современный подход к обучению и развитию персонала страховых компаний должен войти в комплексную систему обучения и развития человеческих ресурсов страховых компаний, наполнить новым содержанием процедуры годовой оценки сотрудников, изменить подходы к организации обучения персонала.
[1] Ш. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. "Новое в управлении персоналом // [сылка более недоступна}
[2] Р. Кэмпа. Коучинг: поиск наилучшего опыта, ведущего к превосходству в сфере производства. // [сылка более недоступна}
[3] С. Троп, Дж. Клиффорд, «Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера», /С-Пб.: Питер, 2008. – 63 с. | ||||