Каталог статей

А.М. Кабдулшарипова, У.А. Выходцева

Основные проблемы человеческого развития в странах таможенного союза

В настоящее время концепция человеческого развития очень популярна во всем мире. Этот факт нашел свое отражение во всех аналитических документах различных международных организаций, работающих под эгидой Организации Объединенных Наций, а Программа развития ООН (ПРООН), начиная с 1990 года, издает специализированные всемирные Доклады о человеческом развитии.

С распадом Советского Союза и крушением соответствующих социально-экономических связей в России, Беларуси и Казахстане наблюдались схожие тенденции в динамике человеческого развития. В течение первой половины десятилетия независимости этих стран вместе с ухудшением экономических и финансовых показателей наступило и резкое падение уровня человеческого развития. На самом раннем этапе независимости важнейшими приоритетами для каждой республики были становление государственности, укрепление обретенной независимости и создание условий для сохранения стабильности внутри государства. В целях создания условий для выполнения данных приоритетов человеческий фактор ставился на второй план, а порой и совсем не учитывался. Данная тенденция продолжалась до переломного 1995 года, когда в независимых государствах относительно окрепла государственность и был пройден первый этап рыночных реформ.

Положительные сдвиги в экономиках стран Таможенного союза с 1996 года вызвали рост уровня ВВП на душу населения, что начало сказываться на постепенном повышении уровня Индекса человеческого развития (ИЧР).

Однако все еще оставались нерешенными многочисленные социальные проблемы, невнимание к которым в свое время привело к росту безработицы, значительному снижению уровня жизни населения и поляризации общества. Именно эти проблемы, а также неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры являются причинами того, что ни одна из данных стран не вернулась к состоянию человеческого развития на 1990 год.

Ещё одной существенной проблемой для Казахстана, России и Беларуси является низкая ожидаемая продолжительность жизни. Помимо этого эксперты отмечают, что в странах Таможенного союза делается очень сильный акцент на использование природных ресурсов, а не на диверсификацию экономики, что может серьезно повлиять на устойчивость и стабильность человеческого развития в будущем.

Альтернатива неравенству и неустойчивости существует. Капиталовложения, содействующие повышению моральной справедливости, – например, инвестиции в улучшение доступа к возобновляемым источникам энергии, системам водоснабжения, канализации и репродуктивной медико-санитарной помощи – могли бы продвинуть вперед как устойчивость, так и человеческое развитие. Укрепление подотчетности и демократических процессов могло бы также способствовать улучшению долгосрочных результатов.

С 2000 года идёт заметная тенденция  увеличения показателя ИЧР в странах Таможенного союза (таблица 1).

Таблица 1 – Тенденции в области ИЧР в странах Таможенного союза с 2000 по 2011 год [1]

Место

Страна

ИЧР в 2011 году

ИЧР в 2010 году

ИЧР в 2009 году

ИЧР в 2005 году

ИЧР в 2000 году

Страны с высоким уровнем ИЧР

65

Беларусь

0,756

0,751

0,746

0,723

-

66

Российская Федерация

0,755

0,751

0,747

0,725

0,691

68

Казахстан

0,745

0,740

0,714

0,714

0,657

Тенденция увеличения ИЧР в странах Таможенного союза осуществляется благодаря правильно выбранной стратегии развития государства их правительствами. В своих Программах они каждый раз уделяют всё больше внимания решению данной проблемы.

В 2011-2015 гг. основными направлениями социально-экономического развития для Казахстана, России и Беларуси являются:

-развитие социальной и инновационной инфраструктуры;

-повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

-повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, продвижение здорового образа жизни, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

-повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;

-улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг;

-создание благоприятной экономической и правовой среды относительно социальной и инновационной деятельности;

-содействие в подготовке кадров по организации и управлению в  инновационной сфере;

-координация и обобщение научных разработок в области кадрового менеджмента.

Следует отметить, что в последние годы в странах Таможенного союза отмечается экономический рост, что сказывается на уровне жизни населения. Доходы населения стабильно растут. Важнейшей задачей социальной политики для Казахстана, России и Беларуси является сохранение и систематическое повышение уровня и качества жизни населения.

Литература

1. РБК.Рейтинг([сылка более недоступна}

2. Агентство РК по статистике. Доступно на: www.gov.stat.kz.

3. Статкомитет СНГ. Доступно на: www.cisstat.kz.