Каталог статей |
Тихановская Т. В. Маркетинг в банковской сфереСовременный вид маркетинга характеризуется расширением поля своей деятельности, в том числе и применение маркетинга в банковском секторе. С развитием рынка финансовых услуг маркетинг приобретает свое объективное значение. При отсутствии объективной основы в современных реалиях, когда банки работают в соответствии с инструкциями НБУ, которые строго регламентируют и контролируют их деятельность, понятие маркетинга в банковском секторе теряет всякий смысл.Внедрение маркетинга в банковскую сферу Украины происходит параллельно процессу перехода к рынку всех структур и сфер экономики страны. Актуальность данной темы проявляется в том, что роль новой банковской системы при переходе к рыночной экономике в основном определяется развитием маркетинга в банковской сфере – это прямо связано с расширением рынка банковских услуг и увеличением клиентской базы. Использование маркетинга в банковской деятельности характеризуется рядом особенностей, которые определяют виды деятельности маркетингового департамента в коммерческом банке. Основными из них являются: 1.выявление целевых рынков для предоставления более широкого спектра банковских услуг; 2.опредиление доли рынка, которую обслуживает данный банк, в том числе и по привлекаемым и размещаемым ресурсам; 3.опредиление доли рынка по конкретной услуге в сравнении с конкурентами; 4.обработка демографической информации в соответствии с возрастом, доходом. Банковский маркетинг можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов банка. Особенности возникновения и применения банковского маркетинга обосновывается рядом факторов: 1)расширение спектра банковских услуг; 2)научно-технический прогресс, применение инновационных технологий; 3)конкуренция между банками за продвижение своих услуг на мировые рынки; 4)усиление ограничений со стороны НБУ и контролирующих органов; 5)усиление конкуренции по привлечению и размещению банковских ресурсов. Объектом изучения банковского маркетинга являются – банковский продукт, банковская технология, потребители банковских услуг, коммуникационные системы, системы анализа спроса и потребностей рынка. Маркетинг – это стратегия и философия банка, требующая глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка начиная от руководителей и до низовых звеньев. Маркетинговый подход к организации деятельности банка предполагает первоочередную ориентацию банка не на новый продукт, а на спрос на рынке услуг. В рамках современного маркетинга меняются и взаимоотношения банка со своими клиентами. Если ранее банк предлагал заемщикам и вкладчикам стандартный набор услуг, то сейчас в условиях высокой конкуренции финансового рынка, вынужден прилагать много усилий для разработки новых видов банковских продуктов, которые были бы востребованы конкретными группами клиентов - крупным фирмам, мелким предприятиям, отдельным категориям физических лиц. Осуществление маркетинговой деятельности начинается с анализа наличия спроса на предлагаемые банком услуги. Подготовив портфель продуктов своей деятельности банк выходит на рынок, предварительно определив их цену согласно уровню затрат на ее предоставление и сравнительно с конъюнктурой рынка. После реализации своих услуг банк получает доход, который подлежит налогообложению, таким образом, коммерческие банки участвуют в создании бюджета страны, и соответственно чем большую прибыль он получит от реализованных продуктов, тем больше его деятельность принесет пользы государству и дальнейшему развитию банка, а следовательно, ему необходимо использовать основные маркетинговые концепции для сбыта продукции. Банк разрабатывает стратегию маркетинга, включающую долгосрочные планы развития банка сроком на 5 лет, среднесрочные сроком на 2-3 года и краткосрочные сроком до 2 лет. Основные задачи банковского маркетинга являются: 1.Опредиление потребностей клиентов в новых услугах и банковских продуктах; 2.Опредиление основных направлений по повышению качества обслуживания клиентов; 3.Внедрение и анализ комфортности новых технологий для облегчения сотрудничества банка с клиентами. Установленные задачи могут дополняться подзадачами: 1.Анализ и определение типа рекламного проекта, который будет проводиться, а также оценка его стоимости; 2.Анализ клиентской базы банка с целью определения наиболее постоянных клиентов, для того чтобы выявить сектор потенциальных клиентов банка; 3.Оценка целесообразности проводимых рекламных программ, которые положительно повлияли на рост продажи банковских продуктов. В сфере установления доверительных взаимоотношений банка с организациями и физическими лицами как вкладчиками своих денежных средств департамент маркетинга должен проанализировать все возможные пути увеличения депозитов, именно поэтому любому коммерческому банку необходимо привлекать к своей деятельности специалистов по маркетингу. Основной частью банковского маркетинга является реклама и продвижение банковских продуктов. Реклама обычно направлена на то чтобы показать клиенту все выгоды, которые он получит, доверив свои сбережения именно этому банку. Также одной из важнейших сторон провидения рекламных проектов являются те отличия данного банка от его конкурентов. Таким образом, можно сделать вывод, что банковский маркетинг дает возможность ясно представить, то чем занимается данный коммерческий банк, определить поле клиентов, на которых должны ориентироваться предлагаемые им продукты деятельности, а коммерческий характер функционирования банков требует широкого применения маркетинга. Специфика банковского маркетинга обусловлена не только тем, что он способствует стабилизации банковской деятельности, но и особенностям денежного оборота. Отсюда ясно, что банковский маркетинг должен быть нацелен на ускорение денежного оборота за счет ускорения и совершенствования технологий, которые являются первоочередным ресурсом для осуществления безналичных расчетов.
Литература:
|