Каталог статей |
Гельманова З.С., Спанова Б.Ж. Искусство управления: как научить?Для того чтобы оценить роль управленческой деятельности для нашей эпохи понадобиться серьезное исследование проблем ее эволюции, которая продолжалась не одно тысячелетие. Истоки управления следует искать в анализе архетипов человечества, которые связаны с проявлением самого серьезного процесса, волнующего души многих людей этого мира: с проявлением процесса власти. Такое исследование, к сожалению еще не проведено, однако это не значит, что при преподавании науки менеджмента следует забывать о властном и личностном аспекте происхождения управленческой деятельности. Именно он оказывает наибольшее влияние на формирование технологий менеджмента, на проявление менеджмента как науки в коммерческой организации.Преподавание менеджмента, так же, должно учитывать роль менеджера-руководителя, который выступает в качестве центральной фигуры организации и содействует созиданию исполнительского искусства управления благодаря своей мудрости, если таковая присутствует. Отсутствие мудрости руководителя делает систему менеджмента скорее вынужденной мерой в организации, чем мерой содействующей ее эффективности и результативности. Власть, данная менеджменту организации, будет оправдана только в том случае, если достигаются требуемые экономические результаты, и именно методы преподавания должны способствовать появлению настоящих профессионалов. Подготовка менеджера требует от преподавателя в какой-то степени философской направленности, которая поможет объяснить важность влияния противоречивых ценностей персонала, и такой же направленности от обучаемого, для возможности восприятия серьезных обязательств и ответственности, которая будет сопровождать управленца в его профессиональной карьере. П. Вейлл в своей книге «Искусство управления» писал, что если вы менеджер или руководитель организации, «быть» для вас означает действовать и отвечать за последствия своих действий. Обучение менеджменту должно иметь несколько основных целей, которые ставятся перед всеми участниками процесса приобретения знаний, среди этих целей, возможно, выделить следующие: 1. Студенты должны приобрести ясность в понимании того, что представляет собой менеджмент, в чем заключается его методология, и на какие сферы он распространяет свою деятельность. 2. Преподаватель должен внести ясность относительно границ применения менеджмента, и уметь описать ситуации, где принципы управления действовать не могут, что представляет собой одну из сложнейших задач. 3. Преподаватель должен указать на то, что принесение прибыли фирме хоть и является первоочередной задачей, однако не достаточное условие для продления жизненного цикла организации. 4. Преподаватель должен объяснить, что важнейшей целью обучения менеджменту является приобретение профессиональных качеств, которые принесут «силу» управляемой компании. 5. Школа созданная преподавателями менеджмента должна способствовать выработке стиля управления, а препятствия, возникающие на пути организации должны превратиться в стимулы и оказать содействие к продвижению фирмы к успеху, при умелом обучении. 6. Менеджер должен уметь создавать чудо, оживляя иерархию организации и помнить, что успеха в управлении он достигнет, когда овладеет профессиональными знаниями и приобретет личную силу. Первый взгляд на освоение менеджмента связан с процессом обучения адаптации управленца, он получил название эмпирический, ситуационный или подход адаптаций. Сторонники этого подхода нацелены на обучение менеджменту через многочисленные примеры и конкретны Второй связан с обучением самоорганизации в менеджменте, его называют аналитическим, рациональным, системным или подходом аналогий. Школы, придерживающиеся этого подхода, настаивают на создании базы для рождения аналитических способностей у будущего менеджера. В обучении менеджменту эти подходы отражают различные способы приобретения знаний, умений и навыков эффективного управления. Как кажется должен существовать еще один способ, предназначенный для освоения менеджмента, и он должен охватывать предыдущие методики, но дополненные попытками скорее показать, чем обучить, какими личностными качествами должен обладать менеджер. В идеале все методологии преподавания должны дополнять друг друга, а преподавание умело синтезировать их, потому что речь идет о воспитании руководителя, в результате освоения им формальной логики управленческого процесса, и о воспитании лидера, в результате освоения им невидимой энергии, приносящей возможность обладать властью эксперта и личностной властью. Список литературы 1. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития регионов/ Н.Д. Гуськова, Е.Г. Коваленко, Л.А. Кормишкина и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. – 140 с. 2. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации: Курс лекций /А.В. Бандурин, Б.А. Чуб. Режим доступа: [www.cfin.ru]. 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. 4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999. 5. Инновации и экономический рост. М.: Наука, 2002. — 377 с. 6. Плескачевский Ю.М. Актуальные проблемы государственного регулирования научно-инновационной деятельности / Проблемы управления, 2004. — № 1 — С. 12–19. 7. Слонимская М.А. Малое предпринимательство в стратегиях регионального развития / Белорусский экономический журнал, 2004. — № 3 — С. 67–75. |