Микроэкономика (Кушнир И.В.)

Блага и их типология. Товар. Меновая стоимость

Благо — это все то, что заключаетв себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Для понимания блага большое значение имеет их классификация. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

1. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты, здания, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

2. Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей и т.д. Различают две группы нематериальных благ: внутренние — блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле; внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей.

Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также: настоящие и будущие; прямые и косвенные; долговременные и краткосрочные и т.д.

Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические. К экономическим относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

Специфической формой экономического блага является товар. Товар — это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар как таковой обладает двумя свойствами: а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность; б) способностью к обмену.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.



Вечканов Г.С. Микроэкономика | Кушнир И.В. Микроэкономика | Левкина Е.В. Микроэкономика