Конституционное право зарубежных стран (Кушнир И.В.)

Система органов государственной власти Германии

После объединения ФРГ и ГДР действует Конституция ФРГ Конституция вступила в силу 24 мая 1949 г С той поры принято 10 поправок. Высшие органы государства: Федеральный президент; Бундестаг; Бундесрат; Федеральное правительство; Федеральный конституционный суд.

Федеральный президент – глава государства, он избирается Федеральным собранием сроком на 5 лет Его полномочия типичны для главы парламентской республики:

  1. промульгация законов;
  2. участие в заседаниях Правительства;
  3. назначение и увольнение должностных лиц;
  4. осуществление права на помилование;
  5. представляет ФРГ в отношениях с другими государствами, от имени государства заключает договоры, принимает послов, иностранных представителей;
  6. большинство актов Президента нуждается в контрасигнации главы Правительства, который несет за них ответственность.

Законодательная власть осуществляется Парламентом. Организация и порядок деятельности Парламента регулируется положениями Основного закона ФРГ и регламентами палат. Федеральный парламент состоит из двух палат:

1. Бундестаг (представительство народа федерации). Депутаты Бундестага выбираются путем всеобщего прямого, всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Они представители всего народа. Бундестаг избирается на 4 года. Органы Бундестага: председатель; президиум; Совет старейшин.

2. Бундесрат – члены правительств земель, которые их назначают и отзывают. Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами, земли с населением более 4 млн чел. – четырьмя голосами и с населением больше 6 млн чел. – пятью голосами. Деятельность Бундесрата начинается 1 ноября каждого года и заканчивается 31 октября. Бундесрат образует постоянные комитеты, однако для решения специальных вопросов могут быть созданы и отдельные комитеты. Земли там представлены одним членом Бундесрата. Каждый год выбирается председатель комитета. При Бундесрате существует секретариат, которым руководит директор по поручению председателя Бундесрата.

Законодательный процесс. В процедуре законотворчества участвуют обе палаты. Федеральные законы принимаются Бундестагом. После их принятия председатель Бундестага немедленно передает их в Бундесрат. Законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага Федеральным правительством, а также членами Бундестага (не менее 26 подписей в поддержку) либо Бундесрата.

Федеральное правительство ФРГ состоит из Федерального канцлера и федеральных министров. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. Роль Федерального канцлера в государственном механизме очень велика: он определяет линии политики внутри и вне страны. Кандидатуру на пост Канцлера выдвигает Президент, а избирается Канцлер Бундестагом. Министры назначаются и увольняются Президентом, но по предложению Федерального канцлера. Каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли. Полномочия Правительства обширны, практически оно осуществляет все функции по управлению государством.



Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран