Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рудой В.А. Аналоговый подход в геомаркетинговых исследованиях (на примере города-курорта Анапа).На динамично развивающемся рынке торговой недвижимости России аналитические отделы риэлторских фирм оперируют огромными объемами информации, поскольку от своевременности обработки этих данных во многом зависит успех развития бизнеса. В последнее время специалисты данной сферы все активнее используют ГИС-технологии. Одними из основных направлений применения стало исследование рынка и консультирование. Данные виды аналитической деятельности позволяют получать наглядную информацию о плотности существующей застройки, новом строительстве, данных по качественному и количественному зонированию на рынке недвижимости.В 80-90-е годы большинство западных ритейлеров при выборе местоположения строительства нового объекта зачастую опирались на «метод аналогий», или аналоговый подход. Аналоговый подход заключается в расчёте возможного объема продаж нового объекта путем сравнения (аналогии) с другим торговым объектом, имеющим схожие характеристики, местоположение и торговую зону. Эксперты путем проведения опросов посетителей (наиболее часто) или с помощью регрессивного моделирования (редко) выясняют факторы, влияющие на прибыльность торговой точки, являющейся объектом сравнения. Затем происходит сравнение потенциальных площадок под строительство магазина с учетом выявленных факторов [1]. Основное отличие аналогового метода от других заключается в том, что: а) Объекты обладают схожими характеристиками; б) Сравнение производится с учетом факторов, полученных в ходе предварительного анализа (в данном случае – корреляционный анализ) [2]. Рассмотрим следующий пример. В наличии имеются четыре земельных участка, примерная стоимость каждого составляет около 35 000 руб./кв.м. Все они имеют набор схожих характеристик: площадь, необходимый пакет документов, отсутствие обременений, наличие коммуникаций. Целевая категория земель для всех участков также одинаковая. Предполагается использовать данные участки под строительство отеля. Участки расположены в разных частях города, что значительно усложняет выбор оптимального варианта (рисунок 1).
Рисунок 1. Территориальное расположение участков в системе города. Предварительный этап заключается в проведении корреляционного анализа для определения факторов, влияющих на получение прибыли (объема продаж). Т.к. речь идёт в первую очередь о строительстве отеля, за основу прибыли берется стоимость проживания в объектах гостиничного типа. Таким образом, целью корреляционного анализа является выявление факторов, максимально влияющих на стоимость проживания, а также получение трендов ценообразования на жилье для отдыхающих. Корреляция – систематическая и обусловленная связь между двумя рядами данных. Этап анализа является довольно объемным и трудозатратным. Общее количество независимых переменных, являющихся потенциальными факторами влияния на получение прибыли – 26. Это плотность конкурентов, расстояние до основных пляжей, близость парковых зон, основных пешеходных маршрутов, расстояние до центра города, рыночная стоимость земли и т.д. Для выявления аналогий используется база данных гостиниц и отелей города-курорта Анапа с данными стоимости, актуальными на август 2011 года. Для проведения исследований используется коэффициент корреляции Пирсона. Согласно результатам корреляционного анализа территории города-курорта Анапа наибольшее влияние на объекты гостиничного типа оказывают следующие факторы [3]. 1) Расстояние до городской набережной, расстояние до ближайшего песчаного пляжа, расстояние до побережья, расстояние до центрального городского пляжа, расстояние до центра города. Для данных показателей коэффициент принимает наиболее близкие к единице положительные значения. 2) Расстояние до промышленных зон, проезжей части. Для данных показателей коэффициент принимает наиболее близкие к единице со знаком минус отрицательные значения. Т.е. по сути все факторы являются расстояниями до того или иного типа объектов. Величины расстояний для участков представлены в таблице 1. Стоит отметить, что расчёт расстояний возможен благодаря использованию ГИС-технологий, которые позволяют не только получить высокоточные данные, но и значительно сэкономить временные ресурсы. В данном случае все расчёты происходили в программном комплексе ArcGIS с использованием модуля ArcToolBox.
Таблица 1. Расстояние от земельных участков до основных объектов
Для сравнения полученных факторов и выбора участка для строительства применим следующую методику с использованием коэффициентов. Для каждого из рассматриваемых объектов определяется земельный участок, расстояние от которого будет наибольшим по сравнению с другими. Коэффициент такого участка для данного объекта будет равняться единице. Соответственно, коэффициенты других участков принимают значения согласно следующей формуле: l = L/L(max) {1}, где l – искомый коэффициент, L – расстояние от данного участка до искомого объекта, L(max) – расстояние от наиболее удалённого участка до искомого объекта. Результаты расчётов представлены в таблице 2. Каждый из обозначенных объектов, для которых производится расчёт доступности, по-разному влияет как на стоимость земли, так и на стоимость проживания. Степень влияния характеризуется коэффициентом корреляции. Т.к. стоимость земли для всех участков одинакова, то её из дальнейших расчётов можно исключить и в исследованиях будет применяться только коэффициент корреляции стоимости проживания. Таблица 2. Показатели коэффициента l для каждого из участков.
Формула примет следующий вид. {2}, где K – суммарный коэффициент, i – объект, для которого рассчитывается коэффициент (i = 1,…,n), li – коэффициент для i-го объекта, ki - коэффициент корреляции для i-го объекта, k(max) – коэффициент корреляции наиболее значимого для стоимости проживания объекта, n – количество объектов. Величины средних коэффициентов корреляции для каждого из объектов представлены в таблице 3. Таблица 3. Коэффициенты корреляции для каждого объекта.
Суммарный коэффициент оптимального положения с точки зрения пешеходной доступности для каждого из четырёх участков будет равняться: Участок №1: K = 3,29; участок №2: K = 1,27; участок №3: K = 0,5; участок №4: K = 1,14. Стоит отметить, что коэффициент оптимального местоположения напрямую связан с удалённостью от объектов. Т.е. чем меньше суммарный коэффициент, тем более удачно расположен земельный участок. Таким образом, согласно расчётам, наиболее оптимальным местоположением с точки зрения пешеходной доступности обладает участок №3, т.к. у него наименьший суммарный коэффициент. В свою очередь наихудшим местоположением обладает участок №1. При использовании аналогового подхода стоит помнить, что непосредственно перед заключительной частью анализа необходимо провести целый ряд действий. Помимо создания электронной карты исследуемой территории и занесения атрибутивной информации необходимо также определить все факторы, потенциально оказывающие влияние на объёмы продаж, произвести их расчёт средствами ГИС, а затем с помощью математического моделирования выявить ключевые. Успех такого метода в значительной мере зависит от возможности найти подобный объект для сравнения.
Литература. 1. Cliquet G., Geomarketing; Methods and Strategies in Spatial Marketing. ISTE, 2007. 2. Угаров А.С., Методы выбора местоположения торговой точки// Маркетинг в России и за рубежом №6, 2005. 3. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных// Справочное издание. М., 1983. 472 с. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||