главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Даурбекова С.Ж. к.э.н.

Ажибаева А.М., магистрант

Казахская Государственная архитектурно-строительная академия,

Алматы, Р.К.

Принципы корпоративного управления

Корпоративное управление «corporate governance» имеет дело с тем, как устроена и реализуется власть в организации. Корпоративное управление нельзя путать с управлением корпорациями. Надо отметить, что корпоративное управление касается вопроса власти в организации любой правовой формы, а не только собственно в корпорации. Корпоративное управление в теории и на практике занимается анализом агентской проблемы как проблемы разделения властей в фирме.

Определение и исследование содержания понятия корпоративного управления позволяет нам перейти к изучению механизма корпоративного управления. Прежде чем остановиться непосредственно на содержании и роли механизма корпоративного управления, систематизируем существующие подходы к данному понятию и выработаем собственное представление о нем применительно к теории и практике корпоративного управления.

В Большом экономическом словаре понятию механизм соответствует следующее определение: «Механизм - это последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление, а также система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие».

Различают понятие «хозяйственного» и «финансового» механизмов. Механизм хозяйственный характеризуется как совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся исторической специфики. Механизм финансовый рассматривается как составная часть хозяйственного механизма, совокупность форм и методов, с помощью которых обеспечивается осуществление широкой системы распределительных отношений, образования доходов и накоплений, создание и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По мнению Э.М. Короткова, механизм - это, прежде всего, устройство, благодаря которому происходит передача энергии, трансформация движения, которое позволяет соединить статику и динамику, упорядочить и обеспечить их соответствие относительно передачи энергии. Механизм - это сцепление, определяющее возможность движения. Применительно к управлению он предлагает следующее определение понятию механизма управления - совокупность средств воздействия, используемых в управлении, комплекс рычагов, используемых в управлении, наконец, совокупность мотивов деятельностной активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия. Таким образом, в понятие механизма управления следует включать такие качества как интересы, стимулы, ценности, социально-психологические установки, опасения, устремления (индивидуальные цели), чувство долга. В практическом отношении механизм управления - это видение и понимание менеджером ценностей и мотивов, стимулов и установок, опасений и устремлений, в соответствии с которыми управляемые им люди воспринимают его решения и реализуют их в своей практической деятельности.

Следуя уточненным в работе определениям корпорации и корпоративного управления, под механизмом корпоративного управления будем понимать:

- в экономическом аспекте - совокупность принципов, методов и форм управления, с помощью которых менеджмент корпорации использует экономические законы с целью повышения ее инвестиционной привлекательности, капитализации стоимости, эффективного использования акционерного капитала;

- в юридическом аспекте - совокупность норм, ограничений и стандартов, предопределяющих возможность достижения целей корпоративного управления, а именно защиты законных прав и интересов участников корпоративных отношений, оптимального решения проблемы отделения функций контроля (собственности) от управления.

Особенность механизма управления заключается в том, что он характеризует средства воздействия, но эти средства не являются застывшими, они меняются в процессах управления о структуре, соотношению и возможности. Механизм управления, так же как систему и процесс управления можно формировать и развивать, можно изменять и оценивать с позиций эффективности управления. Механизм управления - это взаимодействие, сочетание различных рычагов воздействия, которое может формироваться стихийно, но которое можно сформировать и сознательно.

Формирование механизмов корпоративного управления должно производиться с учетом следующих принципов:

  • принцип соответствия целям и задачам корпорации, общества;
  • принцип всестороннего охвата;
  • принцип последовательности и системности в выборе средств и методов воздействия;
  • принцип полноты и сбалансированности средств воздействия;
  • принцип потенциального развития и совершенствования;
  • принцип аутентичности;
  • принцип мотивационной ценности;
  • принцип нравственности.

    В теории корпоративного управления выделяют два типа элементов механизма корпоративного управления: внешние и внутренние. Внешние элементы механизма обусловлены воздействием окружения организации, внутренние же являются следствием управленческих действий внутри организации.

    К внешним элементам механизма корпоративного управления относится:

  • государственное регулирование (законодательные аспекты функционирования корпорации, процедуры банкротства, стандарты деятельности);
  • рынок корпоративных ценных бумаг;
  • деловая культура страны, деловая этика.

    К внутренним элементам механизма корпоративного управления относится:

  • выборный орган, наделенный полномочиями по надзору и контролю деятельности менеджмента от лица акционеров (Совет директоров);
  • внутренние нормативные документы, устанавливающие стандарты корпоративного управления и определяющие порядок управления бизнес-процессами, ресурсами, персоналом и информацией.

    В самых общих чертах попытаемся дать краткое описание основных, по нашему мнению, элементов механизма корпоративного управления и определим их роль.

    Роль государственного регулирования деятельности корпораций оценивается неоднозначно. Еще в 1932 году Берле и Минз высказали идею о том, что развитие корпораций принесло с собой концентрацию экономической власти, которая может соревноваться на равных с современным государством - экономическая власть против власти политической. Государство стремиться регулировать деятельность корпораций в некоторых аспектах, а то время как корпорация, постепенно становясь все сильнее, стремится всеми силами избежать такого регулирования. С одной стороны, государственное регулирование деятельности выступает насущной необходимостью как гарант прав собственников, с другой, корпорации сами оказывают влияние на развитие государства как форма организации общества.

    Систематизируя многообразие элементов государственного регулирования, выделим наиболее важные из них.

    1. Институт создания корпораций:

  • законодательные акты, устанавливающие корпорации статус юридического лица, существующего независимо от своих владельцев, закрепляющие уставные требования к корпорациям и ограничивающие ответственность владельцев размером их капиталовложений в корпорацию;
  • законодательные акты, допускающие объединение капиталов, создание современных компаний.

    2. Институт частной собственности:

  • законодательные акты, закрепляющие концепцию частной собственности. Наличие простых и четких законодательных и регуляторных норм, ясно определяющих права собственности на те или иные активы и механизм передачи этих прав;
  • стандарты своевременного документирования необходимой информации о правах собственности в свободной открытой базе данных.

    3. Контрактное право: законодательная гарантия обязательности исполнения контрактных обязательств.

    4. Хорошо регулируемый банковский сектор.

    Законодательные акты, устанавливающие надзор за банковской деятельностью, базируются на следующих компонентах:

  • требование к минимальному объему капитала;
  • внутренние механизмы контроля, успешность реализации которых определяется двумя факторами: эффективностью систем корпоративного управления заемщиков и эффективностью механизма мониторинга, обеспечивающих соблюдение законодательных и нормативных требований;
  • система раскрытия информации, которая включает в себя доступ к информации о принимаемых банков на себя рисках и наличии у него адекватного обеспечения; о проведенной банком оценке рисков, связанных с заемщиком и уровнем его корпоративного управления; о владельцах банка и его отношениях с контрагентами.

    5. Механизмы прекращения хозяйственной деятельности: банкротство и конфискация за неуплату:

  • стандарты в области учета и раскрытия информации о своих долговых обязательствах и других пассивах;
  • процедуры быстрого и эффективного банкротства и конфискации, в равной степени справедливых для кредиторов и иных заинтересованных сторон.

    6. Институциональные основы функционирования экономики:

  • процедуры приватизации;
  • независимая и хорошо функционирующая судебная система;
  • стратегия борьбы с коррупцией;
  • упрощение внутренних бюрократических процедур;
  • укрепление административных функций государственных учреждений.

    Таким образом, роль государственного регулирования как механизма корпоративного управления выражается в:

  • гарантии экономической и социальной стабильности;
  • регулировании финансовой и инвестиционной сферы;
  • развитии рыночной инфраструктуры;
  • установлении стандартов, основ и ограничений;
  • гарантии и защите прав участников корпорации;
  • учете и защите частой собственности.

    Литература:

    1. Корпоративное управление: казахстанский конспект / Под ред. Филин С.А.- Алматы: Институт директоров, 2009. - с. 47

    2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики,1999. - с. 49

    3. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 1998. - с.17

    4. Яновская О.А., Никифорова Н.В. Корпоративное управление. Учебник. - Алматы: Экономика, 2005. - с. 144

    5. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. / Под ред. М. Хессель. - Пер. с англ. М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. - с. 240