Каталог статей

Катков Ю.Н.

Кибернетические центры ответственности в системе управленческого учета

Структура организации представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных подразделений. Для повышения эффективности деятельности организации необходимо установить персональную ответственность руководителей структурных подразделений за результаты деятельности. Распределение ответственности руководителей должно определяться существующей организационно-технической структурой и системой управления с учетом механизма учета ответственности руководителей за свою работу по таким направлениям, как планирование, учет и контроль. Производственное подразделение, являющееся сегментом организации, руководитель которого отчитывается за определенный участок работы, будем называть центром ответственности.

Если в результате функционирования центра ответственности образуется доход, то такой центр называется центром доходов. Примером центра доходов является отдел продаж, руководитель которого отвечает за данный показатель, т.е. контролирует его путем разработки и внедрения оптимальной сбытовой политики.

Противоположностью центра дохода является центр затрат. Примером центров затрат могут служить производственные подразделения организации, а также вспомогательные службы, не приносящие доходов (бухгалтерия, отдел рекламы, отдел кадров и т.д.). Руководители этих центров контролируют их затраты и несут за них ответственность, прямо пропорциональную степени их контроля.

Центр прибыли – структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе организации могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат. Примером центра прибыли, может быть, департамент организации, отвечающий за производство и реализацию какого-либо товара или услуги (ряда однотипных видов товаров или услуг). Таким образом, в организации может быть несколько центров прибыли.

Необходимо понимать, что за центром прибыли чаще всего не подразумевается какое-то конкретное структурное подразделение или отдел (как это было в случае центров доходов и центров затрат). Таким образом, центр прибыли является достаточно абстрактным понятием, объединяющим несколько реальных подразделений.

Если руководитель центра прибыли также имеет право принимать решения инвестиционного характера о том, как распорядиться полученной прибылью, то такой центр называется центром инвестиций. Классическим примером центра инвестиций является директор организации, который осуществляет ее общее руководство, контролирует доходы и расходы в целом и принимает решения инвестиционного характера. Так же, как и в случае с центром прибыли, понятие центра инвестиций имеет весьма абстрактный характер.

Каждый центр ответственности использует различные ресурсы (материальные, трудовые, финансовые). Результат деятельности центра зависит от его вида. Этот результат могут использовать другие центры ответственности или внешние потребители.

Эффективность функционирования центра ответственности определяется двумя параметрами [1]:

• достижение центром поставленных перед ним целей (необязательно финансовых);

• эффективностью использования ресурсов.

Очевидно, что наиболее эффективным является центр ответственности, который выполнил поставленные перед ним цели, затратив минимальное количество ресурсов. Эффективность единичных центров ответственности определяет эффективность компании в целом. Таким образом, с помощью центров ответственности осуществляется управление организацией в зависимости от их результатов деятельности.

В литературе по контроллингу и управленческому учету, традиционно управление по результатам рассматривается как аналог простой кибернетической системы. Кибернетика – наука о процессах управления в сложных динамических системах, основывающаяся на теоретическом фундаменте математики и логики (вообще на формальных языках), а также на применении вычислительной техники (компьютеров). Основной метод кибернетики – метод моделирования систем и процессов управления [2].

Кибернетика как бы существует независимо от технических средств – компьютеров, занимающих по отношению к ней такое же положение, как физические приборы по отношению к физике. Кибернетика из неструктурированных проблем делает структурированные проблемы, она разрабатывает принципы построения автоматов и исследует возможности автоматизации с их помощью процессов умственного труда.

Формирование модели центров ответственности с кибернетической составляющей позволит сделать учетно-аналитическую систему организации самодостаточной и саморазвивающейся (рис. 1).

Такая схема функционирования центров ответственности в автоматическом режиме способна восстанавливать равновесие, поглощая процессы дезорганизующие систему управленческого учета. За основу построения данной авторской модели, была взята схема работы простых центров ответственности Энтони Р. и Рис Дж. [3]. Механизм движения информационных потоков представленных в модели, имеет обратно-поточную и опережающую связь, обеспечивая следующий цикл работы центров ответственности преломленной через практическую действительность.

Рис. 1. Сущность центра ответственности с кибернетической составляющей

При этом, в таких центрах ответственности, существуют прогнозные модели деятельности, которые обеспечивают опережающую связь, предотвращая ошибки и просчеты до осуществления хозяйственных процессов.

Таким образом, организация центров ответственности с кибернетическими элементами, позволит сделать их функционирование более рациональным, повысит эффективность их работы и системы управленческого учета в целом.

Литература:

1. Бухгалтерский и управленческий учет (два полных курса) / С.С. Молчанов. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.

2. Петрушенко Л.А. Принцип обратной связи. М.: Мысль, 1967. – 280 с.

3. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: пер. с англ. / под ред. и с предисл. А.М. Петрачкова. Ч. 2: Управленческий учет. М.: Финансы и статистика, 1993. – 560 с.