главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

к.э.н., ассоц.проф. Даурбекова С.Ж.,

магистрант Стадникова А.А.

Казахская Головная архитектурно-строительная академия, Казахстан

Система менеджмента качества как признак процветания компании

Первая версия стандарта ISO появилась в 1987 г. Причина достаточно проста: в мире накопился опыт в разработке инструментов и схем управления в части обеспечения качества, основанном не только на контроле конечного продукта или услуги, а в большей степени, на контроле и управлении процессами и их взаимосвязями. Не секрет, что основные проблемы в управлении компаниями происходят на стыках процессов. Родоначальником международного стандарта является национальный стандарт Великобритании BS 5750, который стал настолько популярным, что Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила на его основе международный стандарт системы менеджмента качества серии ISO 9000. Он переиздается каждые 5-7 лет. ISO - аббревиатура английского названия Международной организации по стандартизации («International Organization for Standardization»).

В последние три-четыре года казахстанские компании активно внедряют систему менеджмента качества (СМК) - стандарт ISO 9001:2000.

СМК является одним из основных инструментов для наведения порядка в системе управления компанией. ISO 9001:2000 - стандарт не на продукцию, а на управление. В нем заложены требования к системе управления, охватывающие практически все аспекты деятельности компании, т.е. весь жизненный цикл продукции (или услуги). Стандарт помогает построить систему управления, обеспечивающую качество продукции или услуги.

Стандарт ISO является добровольным, заставить предприятие внедрить его может только потребитель. Ведь многие организации выбирают лишь тех поставщиков товаров или услуг, которые в состоянии выполнить условия контракта, т.е. выполнить требования и ожидания потребителей. А наличие сертификата ISO - одно из доказательств состоятельности потенциального поставщика.

В ISO входит около 150 стран, в том числе и Казахстан (с 1996 г.)

Количество компаний в мире и в Казахстане, внедривших СМК относительно невелико - всего около 600 тысяч. Но они создают примерно десятую часть мирового валового продукта. Наиболее быстрыми темпами ISO внедряется сегодня в Китае и странах СНГ. За переход на международные стандарты выступают Президент и Правительство РК. Это необходимо для повышения конкурентоспособности товаров и услуг казахстанских компаний в связи с предстоящим вступлением страны в ВТО. После того, как это произойдет, и выровняются таможенные пошлины, конкурентоспособность казахстанских товаров и услуг в некоторых отраслях станет проблематичной. Не случайно в государственной программе качества, принятой Правительством РК в 2000 г., внедрение международных стандартов СМК было обозначено как один из путей развития бизнеса.

К сожалению, точной статистики о количестве казахстанских предприятий, имеющих ISO 9001-2000, нет. По оценке экспертов, их сегодня не менее 300. Этот показатель ежегодно удваивается, так как темпы внедрения СМК очень высоки.

В Казахстане СМК используется тоже в основном в промышленности. Первые сертификаты ISO получили строительные компании. Потому что их заказчики - известные зарубежные фирмы из нефтяной отрасли - предпочитали работать с казахстанскими предприятиями, имеющими сертификат ISO.

В августе 2010 г. Комитетом технического регулирования и метрологии (КТРМ) Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ) опубликован отчет о ситуации с переходом казахстанских организаций на международные стандарты качества систем менеджмента.

По информации комитета, в течение первого полугодия департаментами технического регулирования и метрологии областей совместно с акиматами областей и городов Астана и Алматы проведены обучающие семинары, совещания, круглые столы по пропаганде, внедрению и сертификации систем менеджмента на предприятиях регионов.

Результаты мониторинга внедрения и сертификации систем менеджмента на отечественных предприятиях показали, что из 3115 предприятий, сертифицированных на соответствие международным стандартам, наибольшее количество предприятий, внедривших системы менеджмента, сосредоточены в наиболее крупных областях и городах страны: Алматы - 528 (16,9%), Астана - 273 (8,7%), Карагандинской - 421 (13,5%), Восточно-Казахстанской - 220 (7%) областях. Менее всего сертифицированных предприятий в Северо-Казахстанской (91), Акмолинской (98) и Кызылординской (104) областях.

Наибольшее количество предприятий, внедривших ISO-9001, по данным КТРМ, отмечены в Алматы, Астане, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. ISO-14001 внедрены в Алматы, Карагандинской, Атырауской и Мангистауской областях. OHSAS 18001 - в Атырауской, Мангистауской, Павлодарской, Карагандинской областях и Алматы. По системе ISО-22000 сертифицированы предприятия Алматы, Западно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской областей. Как видно, формализовать свои бизнес-процессы в соответствии с международными стандартами стремятся, по-видимому, предприятия нефтегазовых и промышленных регионов страны. Но не обязательно сами нефтегазовые компании.

Так, по оценке специалистов КТРМ, наиболее активно системы менеджмента внедряются на предприятиях строительной отрасли - 1317 предприятий

Проведенный анализ показал, что лидерами в строительной отрасли являются Алматы - 233 предприятия, Астана - 132, Жамбылская - 110, Актюбинская - 95, Южно-Казахстанская области - 112.

Получение Сертификата ISO стало знаком признания того, что компания способна оказывать качественные строительные услуги.

Однако внедрение ISO в практику организации является многоэтапным процессом, и успешное его выполнение возможно только при высоком уровне управления всеми видами строительных работ и понимании каждого, начиная от руководящего состава и заканчивая простыми рабочими, важности всего происходящего и ответственности за порученное дело.

Ведь качество – это необходимость соответствия ожиданиям потребителя и, следовательно, под его обеспечением здесь нужно понимать всю систему административных, производственных и технологических мер, гарантирующих высокое качество строительных услуг в точно установленные сроки.

Литература:

1. Ершов. А.К. Управление качеством. - М.: Логос, 2008. - 288 с.

3. Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством. - М.: Дашков и Ко, 2010

2. Газета "Казахстанская Правда", Сертификация СМК по ISO 9001 в Казахстане.