Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лебедева Е.Н. Моделирование функций спроса и предложения на рынке бытовой техникиРыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Под спросом будем понимать количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени. Под предложением – количество товара, которое производитель готов предложить на данном рынке. Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения и спроса называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. [2]Любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Рыночное равновесие затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов, и предприятий, как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Целью работы является построение паутинообразной модели спроса и предложения [4] на примере товаров, реализуемых торговым предприятием «Техно-Сити». Объектом выступает маркетинговая деятельность предприятия «Техно-Сити». Предметом является комплекс эконометрических моделей спроса и предложения. В работе предлагается подход к анализу маркетинговой деятельности предприятия, основанный на построения паутинообразной модели спроса и предложения, который состоит из следующих основных этапов: 1) Построение паутинообразных моделей спроса и предложения, и проверка их на адекватность. 2) Расчет коэффициента устойчивости и определение вида модели. 3) Расчет равновесной цены и равновесного объема продаж. 4) Принятие решения по формированию ценовой политики предприятия. В качестве исходных данных были приняты данные о динамике объема спроса и предложения телевизоров в сети магазинов «Техно-Сити» (объем продаж телевизоров марки Sony и телевизоров марки Panasonic). Для построения паутинообразной модели были рассмотрены четыре модификации моделей зависимости спроса и предложения от цены товара и фиктивной переменной, которая отражает пики колебание спроса и предложения на данный товар. Таким образом, на первом этапе были построены следующие виды моделей: 1) модель
взаимодействия спроса и предложения без фиктивных Dt=a0+a1pt St=b0+b1pt-1 2) модель взаимодействия спроса
и предложения с
фиктивной Dt=a0+a1pt St=b0+b1pt-1+b2x 3) модель взаимодействия спроса
и предложения с
фиктивной Dt=a0+a1pt+a2x St=b0+b1pt-1 4) модель взаимодействия спроса и предложения с фиктивными переменными при спросе и при предложении: Dt=a0+a1pt+a2x St=b0+b1pt-1+b2x Далее выполняется проверка построенных моделей на адекватность. Значение коэффициента детерминации во всех моделях >0,8, что позволяет сделать вывод об адекватности модели описываемому процессу. На втором этапе рассчитывается коэффициент устойчивости для каждой из моделей, и делается вывод о характере поведения паутинообразных моделей (табл.1). Значение коэффициента устойчивости меньше 1, следовательно, все модели относятся к виду паутинообразных моделей с затухающими ценовыми колебаниями, в данных моделях устанавливается равновесная цена и равновесие считается устойчивым (табл.1). Последним этапом расчетов при построении паутинообразной модели является расчет равновесной цены и равновесного объема продаж. Результаты построения паутинообразных моделей спроса и предложения представлены в таблице 1. Таблица 1 Сравнительная таблица
В данной работе был проведен анализ спроса и предложения на продукцию предприятия «Техно-Сити» и построена паутинообразная модель спроса и предложения, которая позволяет принимать управленческие решения в рамках ценовой политики предприятия. Внедрение данных результатов в практическую деятельность предприятия позволит более эффективно организовать работу по управлению маркетинговой политикой, а следовательно, достичь максимального объема продаж и получить максимальную прибыль. Литература: 1. Клебанова Т.С., Дубровина Н.А., Раевнева Е.В. Эконометрия. – Х, 2005. 156с. 2. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. –285с 3. Ф. Котлер. Основы маркетинга – М.: «Прогресс», 1992 4. Клебанова Т.С., Дубровина Н.А., Полякова О.Ю., Раевнева Е.В., Милов А.В., Сергиенко Е.А. Моделирование экономической динамики: Учебное пособие. – Х: Изд. Дом «ИНЖЭК», 2004. – 244с. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||