главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
ас. Руднева Е.Ю., Ткачук У.В. Автомобильно-дорожный институт Государственного высшего учебного заведения «Донецкий национальный технический университет», Украина Повышение конкурентоспособности предприятия за счет усовершенствования качества продукцииДля отечественных товаропроизводителей, в том числе и предприятий машиностроения, проблемы повышения качества продукции все больше актуализируются из-за изменений во внешней экономической среде. Усилить свои конкурентные позиции на рынке и улучшить экономические результаты деятельности способны только те предприятия, которые своевременно реагируют на изменение потребностей и требований потребителей, внедряют и используют современные технологии управления качеством. Исследованием систем качества на предприятиях занимались такие ученые, как Б. Бергман, А.М. Длин, В.С. Мхитарян, Л. Ноулер. Проблему внедрения системы качества на предприятии анализировали: М.Г. Круглов, К.М. Рахлин, М.З. Свиткин, Л.Е. Скрипко и др. Сегодня многие потребители считают, что качественными могут быть только западные товары, отечественные же продукты и услуги заведомо не обладают нужными потребительскими свойствами. Поэтому те компании, которые начали процесс совершенствования, внедрения инноваций в систему управления качеством продукции имеют преимущества перед конкурентами в борьбе за потребителя[1]. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей компаний производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам[2]. На машиностроительном предприятии ЗАО «Горловский машиностроитель» система управления качеством продукции осуществляется при помощи Стандартов предприятия, таких как СТП 0301-10, СТП 0301-05, СТП 0305-05, СТП 0307-05, СТП 0312-05, СТП 0315-05 и т.д. Стандарты входят в систему управления качеством ЗАО «ГМС» и соответствует международному стандарту ISO 9001:2000 (сертификат выданный в феврале 2006 года, органом по сертификации «Российский регистр»). В результате проведенных маркетинговых исследований установлено, что продвижение продукции на рынки проводится путем анкетирования потребителей и постоянного участия в международных выставках, в частности «Уголь Майнинг» и «Минтех». Для анализа уровня качества выпускаемой продукции на ЗАО «ГМС» был использован социологический метод, который основан на сборе и анализе мнений потребителей. Для реализации этого метода разрабатывались анкеты опроса потребителей продукции ЗАО «ГМС». Анкеты включали такие вопросы: количество отказов горно-шахтного оборудования (ГШО); количество отказов по вине завода-изготовителя; уровень гарантийного обслуживания ГШО; уровень послегарантийного обслуживания ГШО; качество приобретенного комбайна; предложение по усовершенствованию эксплуатируемого ГШО; общая оценка работы ЗАО «ГМС» (по шкале от 1 до 10). По результатам анкетирования определили, что средняя оценка работы ЗАО «ГМС» 8,33 (это довольно хороший показатель); количество отказов ГШО составило 38 случаев, по вине завода - 8 случаев; уровень гарантийного обслуживания 57% респондентов отметили как средний, а 43% - как высокий; уровень послегарантийного обслуживания 17% потребителей определили как высокий и столько же определили его низким, 33% считают, что уровень обслуживания средний; срок послегарантийного обслуживания у 33% респондентов не наступил; качество приобретенного комбайна 71% потребителей определили как среднее и только 29% - как высокое. Потребители предложили такие рекомендации: улучшить качество комплектующего электрооборудования; расширить комплект запасных частей комбайна; усовершенствовать насос (подпиточный) с электродвигателем или отказаться от него; использовать соединительные муфты кабельного ввода. По результатам можно сделать выводы, что работа завода удовлетворительная. Самые низкие показатели по послегарантийному обслуживанию, следовательно, можно рекомендовать предприятию открыть дополнительные сервисные центры. Выводы. Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития организаций и государств. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом конкурентной борьбы. Сегодня потребитель хочет быть уверенным, что качество поставляемой продукции будет стабильным и надежным. Литература: 1. Д. Маслов Внедрение TQM в российском бизнесе [Электронный ресурс]/ Маслов Д. // Режим доступа [сылка более недоступна} |