Каталог статей |
Рыковская И. В. , Полякова Н. И. Особенности учета НМА в соответствии с международными и национальными стандартами бухгалтерского учетаВ условиях интеграции Украины в Европейское экономическое пространство особенно острыми становятся проблемы приведения бухгалтерского законодательства и в целом учета к западноевропейским принципам и нормам бухгалтерского учета. В частности проблемы идентификации и оценки нематериальных активов в целях ведения бухгалтерского учета этих объектов являются, безусловно, актуальными. Основывается данное утверждение на том, что потенциальные инвесторы и партнеры, оценивая украинские предприятия в целях ведения бизнеса, зачастую заостряют внимание не на цене оборудования или зданий, а на стоимости именно нематериальных активов. Это общемировая тенденция, которая базируется на том, что в развитых странах нематериальные активы (НМА) играют значительную роль в хозяйственной деятельности большинства предприятий[4, с. 38].Отсюда, целью написания данной работы является выявление и проведение исследования проблем идентификации и оценки НМА в соответствии с международными стандартами и действующим в Украине бухгалтерским законодательством. При этом существенное внимание будет уделено тому, что достоверное определение стоимости НМА и принятие его на баланс предприятия содействует увеличению рыночной стоимости бизнеса. Объектом данного исследования являются операции с НМА и их отражение в бухгалтерском учете. Предметом представленного исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических аспектов зарубежного и отечественного учета НМА. Следует отметить, что вопросами оценки НМА зарубежные и отечественные ученые занимаются уже давно. Весомый вклад в изучение данной проблемы внесли Э. Брукинг, Л. Эдвинссон, Т. Стюарт, А. Козырев, Е. Шипова, А. Чухно, О. Кендюхов, С. Голов и другие. Международный стандарт бухгалтерского учета 38 «Нематериальные активы» вступил в силу 1 июля 1999 г., последние изменения в котором зафиксированы в 2004 г[1]. В данном стандарте детально раскрыты все существенные моменты учета НМА и их отражение в финансовых отчетах. Заметим, что существуют НМА, на которые распространяются положения других международных стандартов. В Украине особенности учета НМА раскрыты в ПСБУ 8 «Нематериальные активы», который, на наш взгляд, не отражает в полной мере существенные аспекты и проблемные вопросы, которые зачастую возникают на стадии идентификации и оценки НМА для целей бухгалтерского учета[2]. Поэтому большинство НМА на отечественных предприятиях не верно или вообще не идентифицируются, не достаточно точно оцениваются, следовательно, неправильно начисляется амортизация на такие активы, что ведет к искажению налогооблагаемой прибыли и недостоверному отражению соответствующей информации в балансе и других формах отчетности. Именно поэтому идентификация и оценка НМА составляют основу достоверного бухгалтерского учета. Анализируя ситуацию, очевидным является необходимость преобразование рассматриваемого национального ПСБУ №8 на основе МСБУ 38. В данном стандарте значительное внимание уделено сфере применения стандарта, возможности идентификации НМА, контролю, будущим экономическим выгодам, признанию и оценке НМА. Именно эти моменты вызывают множество разночтений и неточностей в отечественной бухгалтерской практике учета НМА. Многие моменты указанных стандартов являются сходными и отражают необходимые аспекты достаточно детально и доступно. Так, например, само определение НМА в указанных стандартах идентично. Согласно пункту 4 ПСБУ 8 и МСБУ 38 параграф 8 «нематериальный актив – это немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован». Однако можно заметить, что указанные стандарты имеют различия в плане того, что в ПСБУ 8 существенные моменты, освещенные в МСБУ 38, отсутствуют или не достаточно детальны и подробны. Оценка НМА возможна, если он может быть идентифицирован, существует вероятность поступления будущих экономических выгод на предприятие и этот актив можно достоверно оценить. Именно об этом аспекте гласят указанные стандарты бухгалтерского учета. Отметим также, что проблемной является оценка объектов НМА, созданных предприятием самостоятельно. В ПСБУ 8 не отражены такие понятия как «внутри генерированный гудвилл» и «внутри генерированные активы», что не является показателем того, что на отечественных предприятиях таких объектов не существует. Указанный стандарт в пункте 7, 8 и 9 лишь фиксирует, что существуют НМА, полученные в результате разработок, и такие затраты, которые не подлежат признанию в составе НМА. На наш взгляд, именно в МСБУ 38 детально изложены все аспекты учета рассматриваемых объектов в контексте их сущности, этапов создания, себестоимости. Несмотря на то, что внутри генерированный гудвилл в системе финансового учета не признается НМА, некоторые пользователи информации, особенно инвесторы, принимают его во внимание, так как его наличие влияет на генерацию другими активами больших денежных потоков и прибыли. Это свидетельствует о преимуществах предприятия и о его выгодном положении на рынке[3, стр. 28]. Отметим, что согласно МСБУ 38 для своей учетной политики субъект хозяйствования должен выбрать один из методов оценки после признания: метод себестоимости или метод переоценки. Данный стандарт подробно освещает указанные методы оценки и особенности их применения. А ПСБУ 8 не содержит подобного разделения, а оперирует понятием «Переоценка НМА». Важным является то, что в МСБУ 38 уделено внимание сроку полезной эксплуатации НМА. Это существенный момент при оценке НМА, который влияет на получение права начисления амортизации на данные активы. Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что оценка НМА зависит от возможности их идентификации, более точного определения будущих экономических выгод, которые создаются таким активом. Осуществить такую идентификацию и оценку зачастую сложно, так как часть объектов в ПСБУ 8 не признается в составе НМА (внутри генерированный гудвилл, созданные предприятием товарные знаки, организационные расходы), что ведет к искажению отражения информации в отчетных формах и в учете в целом. На наш взгляд, очевидным является необходимость преобразование национального ПСБУ 8 на основе МСБУ 38 как одно из направлений совершенствования бухгалтерского учета НМА в Украине. А наличие и соответствующая оценка внутри генерированных нематериальных активов является важной для многих пользователей бухгалтерской информации. Поэтому такую оценку стоит осуществлять и отражать в примечаниях к финансовой отчетности. Литература: 1. П(С)БО 8 “Нематеріальні активи” Наказ МФУ від 18.10.1999 №242 зі змін. та доп.; 2. МСБУ 38 «Нематериальные активы» от 1 июля 1999 г. с изм. и доп.; 3. Нашкерська, Г. Оцінка нематеріальних активів. // Облік: теорія і практика. - №11.- 2006.- стр. 23-30; 4. Тарасова, І. Пропозиції щодо вдосконалення класифікації нематеріальних активів у плані рахунків та ПСБО 8 „Нематеріальні активи”. // Облік: теорія і практика. -№4. -2004. - стр.38-41. |