Каталог статей

Гумбакова Юлия Игоревна

Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику новых стран-членов ЕС (Болгария и Румыния)

Позиции национальной экономики на мировом рынке определяются не только потенциалом самого хозяйства, но и финансовыми, экономическими, конъюнктурными, социально-политическими и прочими условиями в глобализированном мире. Современный мировой финансовый кризис повлиял на протекание экономических процессов во всех странах мира, а соответственно, и на динамику развития межстрановых финансово-экономических отношений.

         Проблема привлечения иностранных инвестиций становится чрезвычайно  актуальной в условиях углубления мирового финансового кризиса. Роль иностранных инвестиций для национальных экономик заключается в создании благоприятных условий для обновления и развития отраслей экономики, повышения эффективности производства и выпуска конкурентоспособности продукции и услуг. При этом темпы экономического роста зависят от того, насколько эффективно используются иностранные инвестиции.

В связи с недавним вступлением Болгарии и Румынии в ЕС и тем, что эти страны менее развиты  в экономическом плане по сравнению с остальными станами-членами ЕС, в современных условиях очень важно инвестировать в экономику этих стран. Поэтому особого внимания требует рассмотрение проблем инвестирования экономик Болгарии и Румынии с целью поддержания и улучшения их экономического развития.

Так как обе страны, и Болгария, и Румыния, в составе ЕС являются дотационными, то им соответственно оказывается инвестиционная поддержка со стороны Фондов ЕС (Структурных фондов и Фонда сплочения). Поддержкой Структурных фондов и Фонда сплочения являются средства, выделяемые Европейским союзом для двух целей: поддержка более бедных регионов Европы и поддержка европейской интеграции инфраструктуры, особенно в транспортном секторе [7].

Текущие программы определены на срок с 1 января 2007 года по 31 декабря 2013 года, в размере 54,4 млрд. евро бюджет Структурных фондов, а также  18 млрд. евро бюджет Фонда сплочения.

В январе 2008 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал свой первый в истории кредитования финансирование энергоэффективный проект со стороны частных промышленных предприятий в Румынии в рамках ЕС / ЕБРР. Это совместная программа Европейской комиссии и ЕБРР предоставила до 100 млн. евро в виде кредитов для банков, участвующих в кредитовании проектов повышения энергоэффективности в Болгарии и Румынии [7].

ЕБРР активизировал свою поддержку Румынии в малых и средних предприятий (МСП). На сегодняшний день ЕБРР инвестировал более 215 млн. евро в виде займов, которые помогают стимулировать создание новых предприятий, создание рабочих мест и поддержке экономического роста в Румынии.

После присоединения Румынии к ЕС, инвесторы имеют гораздо более значительную финансовую поддержку ЕС, чем до 2007 года, но в рамках более жестких условиях.

В последние годы Румыния стала более привлекательной целью для увеличения числа иностранных инвесторов. После ее вступления в НАТО в 2004 году и в Европейский Союз в 2007 году,

Что касается законодательной базы, то в целях стимулирования делового климата в Румынии и привлечение иностранного капитала в экономику, правительство Румынии создало новые положения, направленные на поддержку инвестиций. В этой связи власти издали Чрезвычайный Указ правительства 85/2008 о стимулировании инвестиций.

Чрезвычайный Указ является результатом делового климата в связи с необходимостью правил урегулирования основы для инвестиций, в соответствии с Законами ЕС и национального законодательства о государственной помощи. Он поддерживает инвестиции в развитие отдельных экономических районов с учетом приоритетов Румынии в области развития, таким образом, уделяя особое внимание тем регионам, которые привлекли меньше инвестиций в прошлом, с тем, чтобы обеспечить сбалансированное территориальное развитие.

Относительно Болгарии можно сказать, что она сегодня - одно из наиболее стабильных и динамично развивающихся государств Восточной Европы с функционирующей рыночной экономикой.

Страна имеет устойчивые темпы экономического роста, эффективно действующую правовую систему и государственное устройство, стабильную национальную валюту, полностью либерализованные внешнеторговый и инвестиционный режимы, развитую банковскую систему. Болгария является членом целого ряда мировых финансовых и торговых организаций: МВФ, МБРР, ВТО, ЦЕАСТ и др., участвует в работе Совета безопасности ООН и НАТО, является членом ЕС.

Иностранные инвестиции в Болгарии регулируются Законом об иностранных инвестициях (с 06.08.2004 г. заменяется Законом о стимулировании инвестиций). Этим законом регулируются условия и порядок стимулирования инвестиций в стране, действия государственных органов в области стимулирования инвестиций, а также и их защита. Положения по стимулированию инвестиций в этом законе применяются в соответствии с требованиями Закона о государственной помощи [1].

«Прямые иностранные инвестиции в экономику Болгарии сократилось в первые восемь месяцев 2008 года по сравнению с тем же периодом 2007 года в связи с мировым финансовым кризисом, – заявил министр экономики Болгарии П. Димитров. - Глобальный финансовый кризис сказывается на интересе инвесторов в отношении Болгарии» [3].

Таким образом, значительную роль в развитии национальных экономик имеет инвестиционная поддержка со стороны Фондов ЕС (Структурных фондов и Фонда сплочения); объем поступления прямых иностранных инвестиций в экономику Болгарии и Румынии в период с 2006 по 2008 год нестабилен (наибольший объем прямых иностранных инвестиций поступил в Болгарию в 2007 году и составил 6,5 млрд. евро, что же касается Румынии, то рекордный объем инвестиций, поступивших из-за рубежа был зафиксирован в 2006 году и он составил 9,6 млрд. евро.), что связано с углублением мирового финансового кризиса.

Литература:

1. Закон о стимулировании инвестиций (№ 37, 2004 г.)

2. Сорин Касапу «Прямые иностранные инвестиции в Румынии» - www.euractiv.com

3. www.worldwide-tax.com

4. www.balkaninsight.com

5. www.bulgaria.allbusiness.ru

6. www.arisinvest.ro

7. www.ebrd.com