главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Основы права (Крылова З.Г.) |
Общие положения экологического праваВ процессе осуществления хозяйственной, военной, управленческой и иной деятельности человек может оказывать и оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду, в результате чего уменьшаются не восполняемые природные ресурсы, ухудшаются условия жизни людей. Отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей природной среды (экологические отношения), регулируются отдельной отраслью права экологическим правом. Часть этих отношений - отношения по использованию обществом природных ресурсов (право природопользования), другая часть - отношения по охране окружающей природной среды (природоохранительное право). При регулировании экологических отношений используются известные методы правового регулирования общественных отношений. В первую очередь это административно-правовой метод регулирования общественных отношений, основанный на подчинении одной стороны другой, т.е. одна сторона, наделенная властью (соответствующий орган государственного управления), в одностороннем порядке устанавливает правила поведения, обязательные для другой стороны. Применительно к охране окружающей природной среды это установление предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, загрязняющих окружающую среду, лицензирование отдельных видов деятельности, оказывающих на нее воздействие. Другим широко используемым методом правового регулирования экологических отношений является гражданско-правовой метод, при котором участвующие в правоотношении лица занимают по отношению друг к другу равное, а не подчиненное положение. Наиболее полно этот метод проявляется при заключении таких договоров, как договор аренды земельного участка, аренды участка лесного фонда, договор пользования водным объектом и т.п. Уголовно-правовой метод, устанавливающий под страхом уголовного преследования ряд запретов на совершение действий, наносящих вред окружающей природной среде или здоровью человека, используется также при регулировании экологических отношений. Уголовный кодекс РФ содержит специальную главу 26 «Экологические преступления». Источником экологического права, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Российской Федерации, установившая, что природные ресурсы, включая землю, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9). Другим важным конституционным положением является то, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время Конституция РФ (ст. 58) устанавливает и обязанность каждого сохранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам. Конституционные основы экологического права получают дальнейшее развитие и закрепление в федеральных законах, в том числе в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»*, Федеральном законе «Об экологической экспертизе»**, «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»***, Законе РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»****, Федеральном законе «Об отходах производства и потребления»*****, Федеральном законе «О животном мире»****** и др. Специальные нормы о праве пользования и охране природных ресурсов содержат Земельный, Лесной и Водный кодексы Российской Федерации. * Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст.457, 459. ** СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; 1998. № 16. Ст. 1800. *** Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст.1318. **** Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №20. Ст. 641. ***** СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009. ******СЗРФ. 1995. №17. Ст. 1462. Источником экологического права являются также Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В пределах своей компетенции издают нормативные акты по охране окружающей среды, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды: Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный земельный комитет Российской Федерации и др. Определенной компетенцией в регулировании экологических отношений обладают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 9 и 10 Закона об охране окружающей природной среды). Основными принципами экологического права являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека; обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; рациональное использование природных ресурсов; неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе. С общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды (ст. 3 Закона об охране окружающей природной среды). Этот же Закон (ст. 4) перечисляет и объекты охраны окружающей природной среды: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Сведения об этих и других природных объектах включаются в государственные кадастры, составление и ведение которых возложено на соответствующие государственные органы. Так, ведение государственного земельного кадастра осуществляется Государственным комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, лесного государственного кадастра Федеральной службой лесного хозяйства. Ведутся и другие государственные кадастры, в том числе государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный водный кадастр, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр представляет собой свод сведений экологического и экономического характера об объектах, а также сведения о собственниках, пользователях и других субъектах прав в отношении этих объектов. Эти сведения используются для оценки стоимости объектов, определения размера платы за пользование этим объектом, при принятии других решений, связанных с этими объектами. Правовой режим* природных объектов (природных ресурсов) определяется теми правами и обязанностями, которые могут принадлежать участникам экологических правоотношений. В первую очередь он зависит от того, находится ли объект в собственности или предоставлен только в пользование. Содержание права собственности на природные объекты определяется гражданским законодательством, в то время как содержание права пользования природными объектами право природопользования - устанавливается в отношении каждого объекта особо, отдельными федеральными законами. Так, ст. 80 Лесного кодекса РФ перечисляет виды лесопользования и среди них такие, как заготовка древесины, живицы и других лесных ресурсов, побочное лесопользование (сенокошение, сбор дикорастущих плодов и ягод) и т.д. Аналогично определяется содержание права пользования другими природными ресурсами. * Иногда в литературе используется термин «эколого-правовой режим природных объектов». См.: Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.: Высшая школа, 1992. С.194 и др. Различают право общего и специального природопользования*. Право общего природопользования предоставляется всем без исключения, в то время как право специального природопользования возникает на основе выдачи соответствующим государственным органом лицензии (разрешения) и заключения соответствующего договора, например договора аренды земельного участка, договора концессии участка лесного фонда и т.д. * См.: Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 143. Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юрист, 1998. С. 200207. Одним из принципов права природопользования является платность пользования природными ресурсами. Размер платы определяется, в частности. Законом РСФСР «О плате за землю»*, Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами»**, постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах»***. Плата взимается не только за право пользования природными ресурсами, но и за выбросы вредных веществ, размещение отходов как в пределах установленных лимитов, так и за сверх нормативные выбросы, но уже в повышенных размерах (ст. 20 Закона об охране окружающей природной среды). Эти средства концентрируются во внебюджетных государственных экологических фондах и расходуются на оздоровление окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов и другие цели. * Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424. **СЗРФ. 1998. №19. Ст. 2067. *** СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4607. Составляющим элементом механизма правового регулирования экологических отношений является нормирование качества окружающей природной среды, представляющее собой установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ; нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиационного и иных вредных физических воздействий; предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания; предельно допустимых норм нагрузки на окружающую природную среду; нормативов санитарных и защитных зон для охраны водоемов и иных источников водоснабжения и т.п. объектов. С целью проверки в процессе хозяйственной и иной деятельности установленных норм и правил по охране окружающей природной среды обязательным является проведение государственной экологической экспертизы (ст. 36 Закона об охране окружающей природной среды). Эта экспертиза должна предшествовать принятию любого хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. Порядок ее проведения определен Федеральным законом «Об экологической экспертизе»*. После утверждения результатов государственной экологической экспертизы может быть проведена общественная экологическая экспертиза. * СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; 1998. № 16. Ст. 1800. Если экологическая экспертиза предшествует принятию хозяйственного решения, то хозяйственная или иная деятельность подвергается экологическому контролю, который может быть государственным, производственным или общественным. Государственный экологический контроль осуществляется высшими государственными органами Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами: Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Государственным комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральной службой лесного хозяйства и др., а также органами субъектов РФ. Производственный экологический контроль проводится экологическими службами предприятий, общественный - профессиональными союзами и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства может быть дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой (ст. 81 Закона об охране окружающей природной среды). Дисциплинарная и материальная ответственностьДисциплинарная и материальная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства наступает в соответствии с нормами трудового законодательства. Дисциплинарную ответственность несут в первую очередь должностные лица за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства. В соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ к виновным лицам могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Сущность материальной ответственности работника по трудовому законодательству заключается в обязанности возместить ущерб, причиненный работником предприятию. Применительно к охране окружающей природной среды ущерб, причиняемый работником предприятию (работодателю), заключается в тех расходах, которые предприятие несет в связи с экологическим правонарушением, совершенным по вине работника. Предприятие, возместив вред, причиненный окружающей природной среде по вине работника, вправе взыскать произведенные расходы непосредственно с работника. В зависимости от характера правонарушения материальная ответственность работника может быть либо ограниченной не более среднего месячного заработка (ст. 119 КЗоТ), либо полной - ущерб возмещается в полном размере (ст. 121 КЗоТ). Статья 84 Закона об охране окружающей природной среды перечисляет виды экологических правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность. Составы конкретных правонарушений и соответствующие меры административного воздействия определяются другими законодательными актами. Так, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях включает главу 7, касающуюся административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды, а также охраны памятников истории и культуры. В этой главе определены составы таких правонарушений, как бесхозяйственное использование земель (ст. 50); выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное воздействие на атмосферный воздух (ст. 77); эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81) и составы других экологических правонарушений, влекущих за собой административную ответственность. За совершение административных, в том числе и экологических правонарушений, могут быть применены административные взыскания, перечисленные в ст. 24 Кодекса об административных правонарушениях: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например, права охоты; исправительные работы; административный арест. Уголовная ответственностьУголовная ответственность установлена (гл. 26 УК РФ) за: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247); правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250), атмосферы (ст. 251), морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порчу земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконную охоту (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261) и нарушение режима охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262). Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, имуществу или личности гражданина, а также имуществу юридических лиц загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства (гл. 59 ГК РФ). Особенностью гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является возмещение вреда в полном объеме (ст. 1064 ГК). Еще одной особенностью возмещения вреда по нормам гражданского права является то, что ответственность за причинение вреда может наступать независимо от вины причинителя вреда, т.е. и при отсутствии его вины. Так, независимо от вины согласно ст. 1079 ГК несут ответственность за причиненный вред юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.). Определение размера вреда, подлежащего возмещению, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 87 Закона об охране окружающей природной среды). Суммы ущерба взыскиваются по решению суда или арбитражного суда в пользу потерпевшей стороны (гражданина или юридического лица) для восстановления потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем, пользовании. Вред взыскивается в денежной форме, но в отдельных случаях, с согласия сторон по решению суда или арбитражного суда, может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. При наличии нескольких причинителей вреда его взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных и строительных организаций. Афонина А.В. Правоведение | Бошно С.В. Правоведение | Кушнир И.В. Правоведение | Шалагина М.А. Правоведение |