главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
к.э.н. Мохначев С.А., Мостовая К.С. Камский институт гуманитарных и инженерных технологий, Россия Развитие теоретического базиса методологии конкурентоспособности организацийЗа последние годы в экономической науке идет активное развитие теории конкуренции и управления конкурентоспособностью. Однако, несмотря на большое число теоретических и эмпирических исследований, проведенных как в России, так и за рубежом, по-прежнему не существует единой точки зрения по вопросу определения сущности и критериев конкурентоспособности. На наш взгляд, учитывая, что конкурентоспособность предприятия – сложная и многогранная экономическая категория, можно согласиться с Шумилиной Е.В, не только определившей, что под конкурентоспособностью компании понимается способность предприятия осуществлять деятельность по производству и реализации продукции, услуг на доступных ему сегментах рынка в условиях изменяющейся внешней конкурентной среды таким образом, чтобы генерируемые денежные потоки от этой деятельности гарантировали бы долгосрочное устойчивое и эффективное функционирование компании на рынке, но и предложившей в качестве критерия, определяющего уровень конкурентоспособности компании использовать показатель ее стоимости [1]. Задача повышения конкурентоспособности предприятия может решаться путем воздействия на основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса (предприятия): диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг); качество выпускаемой предприятием продукции; технология и затраты производства; степень изношенности оборудования; ценовая политика; взаимоотношения с потребителями и поставщиками; уровень управления; кадровый состав предприятия. В работе [2] Мохначевым С.А. исследовано понятие «конкурентоспособность» применительно к современной высшей школе и высшим учебным заведениям и выявлено, что в дополнение и на смену конкурентоспособности как целеориентированному параметру функционирования вуза приходит конкурентоустойчивость, дана авторская интерпретация этого понятия и процесса. Конкурентоустойчивость вуза – это способность вуза сформировать и использовать совокупный потенциал, обеспечивающий вузу устойчивые конкурентные позиции, реализацию его приоритетных целей, партнерское сотрудничество и экономические преимущества по сравнению с другими вузами на избранном им рынке в долгосрочной перспективе. Совокупный потенциал вуза, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений. Во-первых, «потенциал» – это совокупность свойств, накопленных вузами, обусловливающих их способность к функционированию и развитию. Во-вторых, понятием «потенциал» характеризуется возможность практического применения имеющихся способностей в конкретный отрезок времени. Рассматривая совокупный потенциал вуза с этих позиций, следует иметь в виду, что наряду с реализованными возможностями могут существовать и нереализованные, что ведет к снижению эффективности его использования. В-третьих, совокупный потенциал ориентирован на развитие, т.е. проецируется в будущее. Основным элементом совокупного потенциала вуза является кадровый потенциал, в котором проявляется качественная характеристика научных, образовательных и административных возможностей всех категорий персонала. Кадровый потенциал выступает в качестве одного из центральных объектов управления в вузе, так как от результатов его формирования и использования зависит конкурентоустойчивость вуза. Следовательно, дальнейшее развитие концептуальных основ управления конкурентоустойчивостью организаций сферы услуг должно предусматривать обобщение теоретического базиса трудовой деятельности. В экономической науке оформились ряд подходов к рассмотрению содержания трудовой деятельности. Так, К. Маркс в первом томе «Капитала» рассматривал человеческий труд как «производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д.». Подход к изучению трудовой деятельности с позиций целесообразности прослеживается в работах И.С. Фотина, О.Д. Головиной и других учёных-экономистов, которые уделяют внимание информационному и энергетическому аспектам целесообразного поведения человека. С точки зрения теории информации, трудовая деятельность характеризуется возможностью предусматривать будущие действия и предвидеть состояние системы, а способность предвидения на основе знания законов природы является ее неотъемлемым свойством. По мнению И.С. Фотина, «трудовой процесс отличается от других естественных процессов лишь тем, что в нем передается заранее накопленная программно-целевая информация, благодаря чему он носит целесообразный характер» [3, с.19]. В рамках энергетического аспекта результат трудового воздействия на природу должен приводить к увеличению свободной энергии живого организма, осуществляющего трудовую деятельность. В отдельных литературных источниках определение понятия «труд» обогащается мотивационными аспектами. В трактовке Б.М. Генкина, трудовой процесс предстает как «процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому» [4, с. 7]. Приведенные определения содержания трудовой деятельности являются взаимодополняющими, рассматривающими категорию «труд» с различных ракурсов, с разной степенью детализации. Однако следует отметить, что теоретико-методологические основы эффективности трудовой деятельности в сфере услуг с точки зрения новых социально-экономических реальностей остаются слабо изученными и недостаточно разработанными. Отметим, что Головиной О.Д. [5] применительно к производственной сфере внесён определённый вклад в решение задачи поиска конституирующего элемента критерия эффективности трудовой деятельности в условиях рыночных преобразований, и исследована система показателей измерения эффективности, изучены факторы развития производительных сил и их влияние на эффективность трудовой деятельности, предложены конкретные методики оценки эффективности на основе современных способов моделирования. Созданный теоретический базис необходимо использовать для дальнейшего исследования конкурентоустойчивости организаций. Таким образом, конкурентоспособность – это сложная и многогранная экономическая категория, имеющая две ступени развития – собственно конкурентоспособность и конкурентоустойчивость. В целях упрощения работы по исследованию факторов конкурентоспособности организаций целесообразно использовать показатель стоимости в качестве критерия оценки уровня конкурентоспособности с необходимым учетом специфики отрасли, к которой принадлежат исследуемые организации. Список литературы: 1. Шумилина Е.В. Показатель стоимости компании как критерий оценки уровня ее конкурентоспособности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 3 (27). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: [сылка более недоступна} |