Каталог статей

Абдурахманова З.А.

Совершенствование системы налогообложения недропользования

Перевод нашей республики на путь устойчивого развития требует в качестве одной из важнейших составляющих финансового механизма рассмотрения перспектив увеличения доходов государства за счет природно-сырьевой ренты. В настоящее время основными экономическими инструментами, регулирующими использование недровых ресурсов, являются налоги и платежи. В развитых странах в виде различных налогов взимается и используется на общегосударственные нужды более одной трети валового внутреннего продукта. Несмотря на растущий вклад сырьевых отраслей в экономику страны в системе налоговых поступлений нашей республики доля налога на сырьевые ресурсы пока еще недостаточна.

Анализ поступлений в Национальный Фонд по поступлениям от сырьевого сектора, приведенный в таблице 1, показывает положительную динамику почти по всем видам налогов за 2005-2010 гг. [1].

Снижение налоговой выручки в 2010 г. связано с происходящими за последнее время колебаниями цен на нефтяные ресурсы, и со снижением доходности некоторых сырьевых компаний. В то же время значительно увеличились поступления от рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. В целом указанные изменения связаны с изменениями цен на нефть на мировом рынке, объемов добычи нефти, совершенствованием налогового законодательства с усилением рентной направленности специального налогообложения недропользования.

В целом, структура налоговых поступлений носит стабильный характер, как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес занимает корпоративный подоходный налог, на втором месте находится НДПИ, далее следует налог на сверхприбыль и рентный налог на нефть, величина которого значительно возросла за 2009-2010 гг.

В современных условиях развития рыночных отношений вмешательство государства в порядок регулирования недропользования является обязательным.

Главная цель налогообложения недропользования состоит в том, чтобы принести государству полноценную долю природной ренты, образующуюся при эксплуатации сырьевых ресурсов. Полный объем получаемой при недропользовании природной ренты должен быть достаточным для покрытия всех издержек производства с возмещением инвестиционных затрат компании-недропользователя, достаточным для компенсации риска, и адекватной государственно-общественной доли, взимаемой в виде рентных платежей. При отсутствии внешнего арбитра в лице государства, могут быть серьезно ущемлены интересы минерально-сырьевого комплекса страны (МСК), а, следовательно, и стратегические государственные интересы.

В системе налоговых поступлений в Национальный Фонд республики доля поступлений от сырьевых отраслей пока еще недостаточно соответствует адекватному вкладу от МСК в экономику страны. Увеличение доли этих налогов в общих доходах государства создаст возможность для экономического стимулирования развития производства в перерабатывающих отраслях, а также для повышения доли перерабатывающих отраслей в добывающем секторе республики. Этот факт является немаловажным в той связи, что в нашей республике большой удельный вес занимает и в ближайшей перспективе пока будет занимать продукция сырьевых отраслей и производств.

Налоговый кодекс, вступивший в силу 1 января 2009 года [2], в части налогообложения недропользователей содержит ряд нововведений,

Соглашения о разделе продукции (СРП) отменены, и действуют только для тех компаний-недропользователей, которыми заключены Соглашениях до вступления в силу нового Налогового кодекса, введенного с 01.01. 2009 г.

Одним из серьезных изменений в налогообложении недропользователей является замена роялти НДПИ. Исходя из существующего опыта развитых стран, отмена роялти для новых месторождений в этих странах была произведена только тогда, когда уже было налажено получение значительного дохода с нефти путем применения других фискальных рычагов, и когда в результате отмены ее не наблюдалось бы очевидных финансовых убытков для государственного бюджета.

С изменением налоговой базы, вместо объекта обложения роялти, которым являлся объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, стоимость которых определяется исходя из средневзвешенной цены реализации за налоговый период первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, без учета косвенных расходов и расходов на транспортировку до пункта продажи, в настоящем Кодексе при взимании НДПИ объектом обложения является физический объем добытых недропользователем за налоговый период сырой нефти, газового конденсата и природного газа.

Основной задачей в новой экономической программе республики должна стать необходимость изъятия природной ренты в доход государства. Республике важно добиться повышения роли природной ренты, в том числе и путем введения механизмов изъятия части доходов добывающих компаний, разрабатывающих месторождения с относительно лучшими горно-геологическими характеристиками. Налоговая система пока такова, что большую часть доходов государство получает за счет корпоративного подоходного налога, малого и среднего бизнеса и некоторые другие поступлений.

Литература:

1.  Отчеты о движении средств Национального фонда за 2006-2011гг. - www. minfin.kz.

2. Налоговый кодекс Республики Казахстан – Астана, 01.01.2009 г.