главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Рузавина В.М. к.э.н., доцент Комлева Н.С. Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева Особенности маркетинга в сфере туризмаМаркетинг - это наука, которая предоставляет знания о рынке, законах его функционирования, о поведении покупателей на рынке, с которым связано предприятие. Поскольку туристический, гостиничный или же курортный бизнес никак не имеет принципиальных отличий от иных форм хозяйственной деятельности, то возможно утверждать, что главные положения теории современного маркетинга способны в полной мере быть использованы и в туризме. Но курортный, гостиничный и туристический бизнес имеют свою специфику. В туризме объединяется торговля товаров и услуг (по оценкам практиков 75% представляют услуги, а 25% - товары). В настоящее время отсутствует единый подход относительно содержания категории «туристический маркетинг». Многообразие видов, элементов и форм данной категории находит отражение в широком спектре понятий, раскрывающих ее содержание. Так, Тультаев Т.А. отмечает, что развитие туристского рынка во многом определяется применением методов маркетинга, организации деятельности предприятия, основанной на всестороннем изучении рынка и спроса. Маркетинг в туризме – это стратегия выявления и использования потребностей общества в услугах туризма в коммерческих целях. [5, с. 33] Швейцарский исследователь Крипендорф определяет маркетинг в туризме как систематическую координацию деятельности туристических предприятий, а также личную и государственную политику в области туризма. Немецкие ученые Ригер, Рот и Шранд понимают под маркетингом в туризме рыночное управление, направленное на достижение целей туристического предприятия эффективнее, чем у конкурентов, удовлетворяя при этом потребности туристов. [1, c. 45] На наш взгляд, цель маркетинга в туризме, направлена на удовлетворение соответствующих потребностей и получение прибыли компанией, предоставляющие данные услуги. Выделим группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме. 1. Туристы; 2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги; 3. Местные органы власти; 4. Принимающая сторона. Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Туристский продукт можно рассматривать в двух плоскостях: - С одной стороны – это набор услуг, продаваемый туристам в одном пакете; - С другой стороны – элементы, производящие услуги (транспортные средства, рестораны, отели и т. д.) Первая трактовка продукта более близка туристам (потребителям), вторая – производителю туристического продукта. [4, c.512] На наш взгляд к туристическим продуктам можно отнести и специальное снаряжение, одежда, то есть все то, что имеет непосредственное отношение к туристической поездке (например, туристическое снаряжение – это тоже турпродукт, хотя является товаром, а не услугой). Туристский продукт имеет следующие особенности. • Это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), который имеет сложную систему взаимосвязей между различными видами или компонентами турпродукта. • Туристские услуги нельзя складировать или хранить, их нельзя представить в виде товарных образцов. Для оценки турпродукта нет мерных величин как, например, размеры, вес, объем, мощность и др. • Потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги. • Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления последнего, а не наоборот. • Турпродукт зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. Кроме того, предложение отличается значительной статичностью: например, привязанностью к определенному месту (турбазу, аэропорт и т.д. невозможно перенести в другое место). • Значительное влияние на качество туристических услуг оказывают внешние факторы (погода, природные условия, политика в области туризма, международные события и т.д.) • Противоречие между статичным предложением и динамичным спросом. Предложение привязано к месту (например, конкретному туристическому центру), имеет неизменяемый ландшафт, климат, органично сформировавшуюся ориентацию туристской инфраструктуры. Таким образом, туристский маркетинг имеет следующую специфику: • управление спросом, а не его стимулирование; • высокая степень достоверности информации о турпродукте; • комплексность услуг; • защита прав потребителя; • особая роль маркетинга в межсезонный период (диверсификация турпродукта); • центральная роль психолого-поведенческих и социальных особенностей потребителя; • координация маркетинга участников рынка туристических услуг. [3, c. 39-40] Итак, туристический маркетинг является перспективным и активно развивающимся направлением. В связи с возрастающей ролью туризма, повышением конкуренции в этой отрасли, актуальными становятся различные приемы маркетинга в этом направлении. Туризм, как и любая другая сфера деятельности, наряду с общепринятыми правилами имеет и свои особенности в маркетинге. Это связано с особенностью туристического продукта, группы субъектов взаимодействующих в туризме, сферы деятельности и сильным влиянием внешних факторов. Туристский маркетинг адресован не только «конечным потребителям» - туристам, но и промежуточным инстанциям - турагентствам, партнерам, общественным туристским объединениям, государственным органам по регулированию туризма. Литература: 1. Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг. ЮНИТИ, 2009. – 350 с. 2. Нечипоренко В. Особенности маркетинговых исследований в туризме / «Маркетинг Про». 2005, [сылка более недоступна} |