Каталог статей

Строкович А.В.

Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества

Постепенно развивался внутрифирменный менеджмент. Категория «качество» также претерпевала некоторые изменения. Качество рассматривалось уже не только с позиций комплекса технических характеристик, а исследовались, в том числе и другие параметры, такие как платежеспособный спрос, степень удовлетворенности потребителя, послепродажный сервис и т.д..

Таким образом, произошло совмещение общего менеджмента и менеджмента качества. В последнее время решение проблем, связанных с повышением эффективности системы управления качеством потребовало создания адекватной организационной структуры. Например, включающей кроме подразделений по определенным функциональным направлениям и подразделения курирующие весь комплекс работ по качеству. Согласно концепции менеджмента качества управлять качеством продукции следует на всех стадиях технологической цепочки (входящая логистика: поставка сырья и материалов, оборудования, новых технологий, персонала, информация о тенденциях изменения параметров соответствующих рынков; производство: постоянные и переменные издержки; исходящая логистика: создание и функционирование дистрибьюторской сети, сервисное, постгарантийное обслуживание).

В результате интеграции общего менеджмента и менеджмента качества сформировалась концепция Всеобщего управления качеством (ТQM), одним из основных принципов функционирования которой является ориентация на потребности потребителя и максимально полное их удовлетворение. В соответствии с этим произошли некоторые изменения и в формулировке, и реализации стратегий развития предприятия.

В условиях кризиса больше внимания следует уделять повышению конкурентоспособности предприятия. Одним из наиболее существенных аспектов усиления конкурентоспособности предприятия является повышение качества его работы, за счет оптимизации бизнес-процессов, оборотного капитала, качественного и количественного кадрового состава, маркетинговых исследований и рекламных кампаний, ассортиментной и сбытовой политик, процедур принятия управленческих решений, системы коммуникаций и т. д.. Особое значение приобретает менеджмент качества в сфере инноваций, нацеленный на эффективную реализацию долгосрочных инновационно-инвестиционных проектов, которые позволят предприятию укрепить конкурентные преимущества в долгосрочном периоде и повысить качество его функционирования.

Литература

1. Биктимиров Р.Л., Горохов В.А. и др. Управление качеством и персоналом на промышленных предприятиях. М.: «Глобус», 2004. - 252 с.

2. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1998. 311 c.