Каталог статей |
Сынабаева Нургуль Хисметовна Транспортная политика и перспективы повышения конкурентоспособности рынка пассажирских автотранспортных услуг в КазахстанеВ настоящее время государственная политика в отношении развития транспортной системы Казахстана основывается на следующих ключевых принципах: 1) транспортные услуги и транспортная инфраструктура должны быть доступными. Стоимость транспортных услуг должна быть соразмерна с уровнем доходов граждан Казахстана, в том числе малообеспеченных слоев населения и инвалидов. Охват транспортным сообщением должен осуществляться в такой степени, чтобы каждый гражданин Казахстана независимо от места проживания имел гарантированный доступ к объектам социальной инфраструктуры; 2) транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья. Должно быть сведено к минимуму влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности. Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий и негативного влияния транспорта на здоровье населения и окружающую среду должна стать одним из политических приоритетов развития транспортной системы; 3) транспорт должен развиваться в рамках интегрированной системы отдельных отраслей и экономики в целом. Отдельные отрасли транспорта должны развиваться в единой структуре транспортной системы. Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры должно быть увязано с программами перспективного размещения производительных сил и территориального развития. Развитие межрегиональных связей должно способствовать укреплению единого экономического пространства; 4) транспортная инфраструктура и транспортные услуги должны быть в максимальной степени самоокупаемыми. Прямые и косвенные сборы, взимаемые с пользователей транспортной инфраструктуры, включая транзитное движение, должны в максимальной степени компенсировать затраты на ее содержание и текущий ремонт, а также вносить вклад в капитальные инвестиции. Стоимость услуг транспорта должна в полной мере покрываться за счет пользователей, за исключением случаев, когда обеспечение минимального уровня транспортных услуг гарантируется государством; 5) функции государства должны быть сведены к разработке транспортной политики, регулированию и финансированию. Прямое предоставление транспортных услуг государственными предприятиями должно быть сведено к минимуму. Достижение конкурентоспособности является стратегической установкой для всех отраслей экономики страны – в особенности таких, как транспорт, связь и в целом сфера обслуживания. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Конкурентоспособность услуги - степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной услугой, используемой на данном рынке. В марте 2006 года в республике принята Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года, в которой определены стратегические задачи, стоящие перед транспортным комплексом Казахстана, а именно: - достижение наибольшей эффективности транспортных процессов и снижение доли транспортной составляющей в стоимости конечной продукции во внутреннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении; - гармонизация национального транспортного законодательства с требованиями международных законодательных норм, стандартов в рамках региональных и международных организаций; - укрепление единого экономического пространства и развитие межрегиональных связей, а также обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическое развитие и социальную стабильность; - повышение конкурентоспособности транспортной системы Казахстана за счет инновационных технологий и кластерного развития инфраструктуры; - обеспечение безопасности транспортных процессов, снижение количества и тяжести происшествий на транспорте; - обеспечение экологической безопасности и рационального использования энергетических ресурсов; - формирование благоприятного инвестиционного климата в транспортном секторе. Согласно Транспортной стратегии РК, первоочередными задачами развития рынка автотранспортных услуг являются: - обеспечение сельских населенных пунктов регулярными перевозками общественного пассажирского транспорта в соответствии с перспективными схемами пространственного развития и с учетом плотности населения регионов страны; - повышение качества предоставляемых транспортных услуг за счет внедрения новых передовых технологий перевозок пассажиров и грузов, увеличения комфортности пассажирских перевозок и ужесточения нормативно-технических требований к их осуществлению. Учитывая интенсивное развитие городов Казахстана и устойчивую тенденцию к дальнейшей урбанизации страны, развитие городского пассажирского транспорта должно стать одним из приоритетов деятельности местных исполнительных органов. Реализация Транспортной стратегии Республики Казахстан, позволит достичь к 2015 году следующих результатов: - пассажирооборот вырастет в 1,5 раза (в 2005 году он составил 107,6 млрд. пассажиро-километров); - снижение транспортных расходов пользователей автомобильных дорог за счет уменьшения себестоимости автомобильных перевозок; - существенное снижение транспортных происшествий (в 2005 году количество ДТП составило 14 517); - показатель числа погибших на 1000 автотранспортных средств снизится в 3 раза (в 2005 году в Казахстане он составил 1,9; в развитых странах - порядка 0,3); - повышение обеспеченности населенных пунктов республики регулярным транспортным сообщением (более чем на 1,1 тыс. единиц увеличится численность сельских населенных пунктов, с которыми будет обеспечено постоянное круглогодичное транспортное сообщение); - использование населением железнодорожного и автомобильного транспорта вырастет в 1,5 раза, воздушного - в 6 раз; - создание дополнительных рабочих мест в системе транспорта и смежных с транспортной отраслью сферах; - доля транспорта в ВВП (без личных автомобилей) составит 7,9% (в 2005 году составила 11%); - доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в 2,5 раза (в настоящее время составляет 30%). Реализация Стратегии, координация на основе ее положений действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечат наиболее эффективное использование возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития Республики Казахстан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Указ Президента Республики Казахстан от 11 апреля 2006 года № 86 Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года. |