главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Махатова А.Б.

Международная Бизнес Школа
КазЭУ им Т. Рыскулова

Лидерство: имидж менеджмента

Имидж — это искусство управлять впечатлением.
Э. Гофман

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит - быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество, как общетеоретических трудов, так и узкоспециальных работ.

Изменения, происходящие в наши дни в Казахстане и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». По мере становления новой функции менеджмента – инновационной – менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства.

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

Современный менеджер выступает в нескольких ролях:

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это - инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.1

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

С понятием «имидж» большинство из нас встречались не раз. Чаще всего под ним подразумевается внешний вид, облик. Слово «имидж» происходит от английского понятия «представление», «образ». Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. Обычно слово «имидж» применяют именно к людям.2

Этот термин может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые так или иначе воспринимаются людьми и оставляют свой след в их сознании. Это могут быть отдельные личности, некоторые социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки и пр. Применительно к личности руководителя компании это понятие можно определить следующим образом: имидж — это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю.

Понятие имиджа чаще ассоциируется с чисто внешним впечатлением о человеке. Управленческий имидж — это больше, чем просто внешний образ или набор особенностей личности. Управленческий имидж — это образ, который специально создается в сознании подчиненного и помогает подчиненному выбирать решения и действия, удовлетворяющие интересам и желаниям руководителя, даже тогда, когда нет непосредственных точных указаний. Через этот образ руководителя, как через призму, проходят все указания и в соответствии с ним интерпретируются. Когда подчиненный совершает какое-то действие, он совершает его в соответствии с осознанно или неосознанно моделируемой, потенциальной реакцией руководителя. Это моделирование происходит как раз через имеющийся образ руководителя. Он не дает прямых указаний, однако сотрудники способны самостоятельно, учитывая политические и экономические интересы своего шефа, моделировать и принимать выгодные для него решения.

В принципе каждый руководитель старается строить свой имидж. Часто, приходя на работу, он ведет себя не так, как дома. Он меняет свой облик инстинктивно, при этом не всегда отдавая себе отчет в том, что именно он делает и к достижению каких целей это может привести. Задача заключается в том, чтобы сделать процесс создания управленческого имиджа осознанным и регулируемым.

Что нужно делать для решения этой задачи?

1. Вам необходимо получить обратную связь, попытаться познать себя со стороны. На практике это означает просто разговоры с другими людьми, вопросы о себе самом, освоение своих фотографий, видео- или аудиозаписей.

2. Проанализируйте структуру группы, коллектива, у которого вы стоите во главе. К этому причисляется выявление структуры разных типов лидерства в группе и установление наиболее имеющий влияние групповых факторов.

Специалисты выделяют восемь основных типов руководства, связанных с разными мотивами управления:

  • «Соверен» или «Патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
  • «Вожак». В нем люди видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Ему стараются подражать в группе.
  • «Тиран». Внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его боятся и ему подчиняются.
  • «Организатор». Он — сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
  • «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он дает выход вовне подавленным эмоциям других людей, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.
  • «Герой». Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой.
  • «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
  • «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.3

    3. Надо изучать людей, с которыми вы непосредственно общаетесь и которые вносят серьезный вклад в создание вашего имиджа.

    4. Вам необходимо установить перед собой цели, четко понять, чего вы хотите, какой образ будет наибольше эффективен для того, чтобы группа в целом осуществляла определенные цели.

    Хотя менеджеры любят рассуждать о лидерстве, а исследователи любят его изучать, сегодня в управленческой науке ему нет исчерпывающего объяснения. Ясно только одно: успех и выживание определенной организации зависят в значительной мере от квалификации ее лидеров. Эффективное лидерство представляет уникальную смесь служебного положения и стиля поведения. Все менеджеры должны стремиться стать эффективными лидерами. Это то достижение, которое не может даровать ни одна организационная структура. У. Джек Дункан, известный профессор менеджмента, хорошо сказал по этому поводу: "Почетных лидеров не бывает. Эффективное лидерство можно заслужить тяжелым трудом, благодаря энтузиазму и приверженности поставленным целям".4

    Список литертуры:

    1. Кузьмин И. А.,1995. «Психотехнология и эффективный менеджмент». М.: Россмен, 491 с.

    2. Старобинский Э. Е., 2002. «Основы менеджмента на коммерческой фирме». М.: АО «Интел-Синтез».

    3. Громов Э.В., 2011. «Управленческий имидж на службе руководителя». [сылка более недоступна}